Ссылки для упрощенного доступа

Каспийск без защиты: вторая атака беспилотников на Дагестан


В Каспийске, иллюстративная фотография
В Каспийске, иллюстративная фотография

Дагестанский Каспийск в ноябре дважды подвергся атакам беспилотников. Здесь базируется флотилия военно-морского флота России, которая наносит ракетные удары по Украине. И хотя власти крайне немногословно комментируют атаки в Каспийске, визит в город помощника президента Николая Патрушева может говорить о серьезных последствиях.

Впервые БПЛА атаковали Каспийск 6 ноября, вторая атака произошла утром 30 числа. Дагестанские телеграм-каналы со ссылкой на местных жителей писали, что громкий взрыв раздался со стороны моря в районе 7:30 утра. Вскоре глава республики Сергей Меликов сообщил, что беспилотник "безрезультатно" атаковал "объекты в Каспийске" и что разрушений и пострадавших нет. В расположенном примерно в 20 километрах от города аэропорту Махачкалы временно приостанавливали вылет и прием самолетов. Впрочем, министерство обороны России в утренней сводке об атаке дронов Дагестан не упоминало.

С кораблей пытались сбивать дроны едва ли не из автоматов Калашникова

После первой атаки БПЛА в республике сообщалось минимум о двух взрывах и ранении 16-летней местной жительницы. По данным СМИ, тогда для удара по Каспийску использовали комплекс "Летучая лисица" – переоборудованный двухместный легкомоторный самолет. Украинская служба Радио Свобода со ссылкой на Главное разведывательное управление страны сообщала, что повреждены корабли "Дагестан" и "Татарстан" и, вероятно, несколько малых ракетных кораблей.

Для жителей приморского города последствиями стали введенные мэрией "временные ограничительные меры": отключение уличного освещения по ночам, приостановка работы кадетской морской школы-интерната и пяти детских садов, расположенных вблизи военной части и завода "Дагдизель", который входит в корпорацию "Тактическое ракетное вооружение".

Каспийская флотилия была перебазирована из Астрахани в Дагестан в 2018–2020 годах по решению тогдашнего министра обороны Сергея Шойгу. Ранее ее корабли наносили удары по Сирии, а после начала полномасштабной войны против Украины присоединились и к этой кампании. Входящий в состав флотилии 177-й полк морской пехоты участвовал в боях на Запорожском и Харьковском направлениях.

Между двумя ударами беспилотников, 13 ноября, в Каспийск приезжал Николай Патрушев – бывший секретарь Совета безопасности России и директор ФСБ, а ныне советник президента и председатель Морской коллегии страны. Согласно официальному пресс-релизу на сайте Кремля, он "ознакомился с возможностями флотилии по защите национальных интересов". Дагестанское интернет-издание "Черновик" предположило, что визит Патрушева мог быть связан в том числе с обсуждением последствий удара украинских дронов.

Нужно было отчитаться

Серьезных действий со стороны муниципальных и республиканских властей после новой атаки беспилотников в Каспийске ожидать не стоит, поскольку они не имеют реальных механизмов и ресурсов для противодействия "воздушной опасности", считает известный в Дагестане общественный деятель, попросивший не указывать его имя из-за репрессивного российского законодательства.

"Была новость о намерении отключать уличное освещение, но при атаках БПЛА светомаскировка абсолютно бесполезна, поэтому она и не соблюдалась. Местной администрации просто нужно было отчитаться перед Москвой о принимаемых ответных мерах, ведь мэр Каспийска [Борис Гонцов] – военный человек, генерал, коллега губернатора [Сергея Меликова] по Росгвардии", – говорит собеседник.

Генерал-майор Гонцов возглавил Каспийск в 2020 году, как раз когда закончилась передислокация флотилии ВМФ России из Астрахани. Ранее он руководил 102-й отдельной бригадой оперативного назначения Росгвардии, которая базируется в Махачкале; в 2013 году служил под командованием Меликова в Чечне, затем указами президента его перевили сначала на Урал, а потом на Дальний Восток.

Как только БПЛА преодолел основную линию защиты, он практически беспрепятственно летит к своей цели

"О серьезности первого удара можно судить по поспешному визиту в Каспийск Патрушева, который пообещал флотилии новые технологии и виды вооружений, вероятно, включая средства защиты от летательных аппаратов. Потому что на кадрах, опубликованных местными пабликами, видно, как с кораблей пытались сбивать дроны едва ли не из автоматов Калашникова, но безуспешно", – отмечает собеседник редакции.

Говоря о последствиях атак БПЛА для жителей Каспийска и других городов республики, наш источник подчеркивает: паники нет, люди осознают, что подобные удары стали частью их жизни в условиях войны с Украиной, и соблюдают требования местных властей. Те, в свою очередь, распространяют инструкции на случай налета дронов и предостерегают граждан от публикации фото и видео последствий, угрожая уголовными делами.

"В сравнении с Белгородской, Курской и даже Ростовской областями, где одновременно в атаках участвуют десятки беспилотников, в Дагестане ситуация остается значительно спокойнее", – резюмировал собеседник.

Подверженных российской пропаганде местных жителей атаки дронов могут подстегнуть к еще большей милитаризации, считает Марат Ильясов, приглашенный научный сотрудник университета Джорджа Вашингтона (США). По его мнению, это понимают в Украине и поэтому пытаются наносить удары исключительно по военным объектам.

"Ситуацию в Дагестане можно сравнить с последними десятилетиями Российской империи, когда после завоевания Кавказа из местных мужчин формировали верные подразделения императорской армии, хотя еще недавно они воевали против нее, – говорит Ильясов. – Отношение может измениться в случае смены власти, ухода Путина. Я не думаю, что Дагестан в таком случае выразит готовность отделиться от России. Но взаимоотношения с федеральным центром могут быть скорректированы даже со стороны поддерживающих сегодня войну в Украине".

Нехватка средств защиты

Власти Дагестана не способны обеспечить защиту морской базы – это однозначно задача военных, утверждает военный аналитик Давид Шарп: "Решение, какие объекты следует защищать в приоритетном порядке, должно принимать руководство Минобороны или сам главнокомандующий. Вопрос заключается в том, где условный зенитный комплекс "Панцирь" нужнее – в Каспийске, на фронте или под Курском".

Украинские беспилотники достигают российских регионов, преодолевая линию фронта и государственную границу, отмечает собеседник, и, если системы ПВО не справляются с обнаружением и уничтожением дронов на ранних этапах, это указывает либо на нехватку противовоздушной обороны, либо на ее несоответствие современным угрозам.

Где все это оружие сейчас, когда происходят реальные атаки, вопрос открытый

"Как только БПЛА преодолел основную линию защиты, он практически беспрепятственно летит к своей цели, особенно если операторы грамотно выбрали маршрут в обход крупных городов. В таких условиях огромные пространства России становятся недостатком, поскольку обеспечить полный контроль и покрытие средствами обнаружения дронов всю территории страны невозможно", – объясняет Шарп.

Поэтому, отмечает аналитик, если российское командование решит защищать Каспийск, оно будет вынуждено разместить именно здесь все необходимые средства ПВО – от зенитных пулеметов до зенитно-ракетных комплексов. Это означает, что их придется перебросить с другого участка, тем самым сделав его более уязвимым для украинских атак.

Судя по ноябрьским ударам, Каспийская флотилия защищена хуже, чем базы Черноморского флота, например в Новороссийске, говорит российский военный блогер, попросивший не указывать его имя.

"При этом в сентябре Минобороны отрапортовало об успешно проведенных флотилией учениях "Океан". Тогда же сообщалось о применении зенитных установок, мобильных групп с крупнокалиберными пулеметами и антидроновых ружей. Где все это оружие сейчас, когда происходят реальные атаки, вопрос открытый", – говорит собеседник.

По его мнению, в будущем целями атак могут стать не только сами корабли флотилии, но и значительно менее защищенные объекты, такие как арсеналы с боеприпасами и склады горюче-смазочных материалов. Взрывы и пожары на этих объектах способны вызвать масштабные разрушения и даже потребовать эвакуации целых кварталов в Каспийске.

  • 29 октября в Гудермесе загорелась крыша здания на территории "Российского университета спецназа" – это крупнейшая база в России по подготовке наемников для отправки на войну в Украину. Об атаке БПЛА заявил сам глава Чечни Рамзан Кадыров, однако в официальной сводке Минобороны за тот день удар не упоминался. Опрошенные редакцией Кавказ.Реалии эксперты предположили, что дрон мог быть запущен не из Украины, а противниками кадыровского режима с территории самой Чечни или из соседних республик.
  • В ночь на 10 октября ВСУ атаковали военный аэродром в пригороде Майкопа в Адыгее – из-за разрывов боеприпасов пришлось эвакуировать жителей соседнего поселка. За несколько часов до этого удар был нанесен по складу в краснодарском Ейске: в украинском Генштабе сообщили об уничтожении иранских дронов. Если подобные удары станут системными, это может привести к перебоям с поставками "Шахедов" и снарядов для российской армии, отмечают опрошенные сайтом Кавказ.Реалии эксперты.
  • Юг России регулярно подвергается атакам дронов. Каждую неделю поступают сообщения о пожарах и поврежденных частных домах. Местные жители говорят об отсутствующей системе убежищ.
  • Сайт Кавказ.Реалии подробно рассказал, как Минобороны использует полигоны в южных регионах и военные корабли для запуска ракет по территории Украины, в том числе по гражданским объектам.

Форум

Рекомендуем участникам форума ознакомиться с разъяснением законодательства РФ о "нежелательных организациях". Подробнее: https://www.kavkazr.com/p/9983.html
XS
SM
MD
LG