Земельный конфликт в Карамане (местность располагается к северу от Махачкалы) вновь напомнил о себе. Жители сел Тарки, Кяхулай и Альбурикент, занявшие эту территорию четыре года назад, утверждают, что «восстанавливают историческую справедливость». Юридически же земля находится в федеральной собственности, а территориально относится к Кумторкалинскому району республики.
На этой неделе попытка власти пресечь капитальное строительство таркинцев на этой территории привела к стычке с полицией, сопровождавшейся стрельбой.
возникла потасовка, завершившаяся только после предупредительных выстрелов силовиков
3 ноября полиция попыталась остановить машину со стройматериалами, однако местные оказали сопротивление и не подпускали правоохранителей к стройке. Возникла потасовка, завершившаяся только после предупредительных выстрелов силовиков. Противостояние длилось около получаса.
Как сообщил «Кавказ.Реалии» член совета старейших поселка Тарки Арсланали Зейналов, стычка не привела к серьезным последствиям, все мирно разошлись. Но полицейские продолжают наведываться.
Зейналов настаивает на том, что строительство ведется не только на территории, занятой кумыками этих трех сел, но и у моря – там отстраиваются республиканские чиновники.
если уж власть так ратует за закон, то пусть попробуют снести особняки чиновников!
«Мы понимаем, что земля находится в федеральной собственности. Но если уж власть так ратует за закон, то пусть попробуют снести особняки чиновников! – говорит он. - Там дома чуть ли не каждого члена правительства. Почему закон действует избирательно для богатых и бедных?».
Зейналов утверждает, что жители готовы отказаться от идеи строительства, если «власть снесет дома чиновников из той же территории».
Таркинцы считают, что имеют право на эти земли, потому что они ранее принадлежали джамаатам этих сел, а позднее и Таркинскому колхозу, объединявшему эти села. В 1944 году таркинцы были насильно переселены в три села Хасавюртовского района (до них там жили чеченцы, которые были депортированы). Земли были переданы Махачкале. В 1957-м после реабилитации депортированных народов чеченцы стали возвращаться в свои села, после чего и кумыки решили вернуться домой. Но решение о возвращении принималось не на уровне власти, а на уровне джамаатов трех сел. Юридически таркинцы и их колхозы оставались в Хасавюртовском районе, а вернувшиеся на родину не смогли законно вернуть прежние земли.
В 1991 году на частично территории Махачкалы, Буйнакского и Кизилюртовского районов был образован Кумторкалинский район. Кусок территории, который, по словам таркинцев, принадлежал им, перешел к этому району. А другая территория, включая три таркинских села, входит в Махачкалу. В апреле 2012 года (в годовщину насильственного переселения) таркинцы решили занять нынешнюю территорию Карамана - разметили 2000 участков под жилищное строительство и установили круглосуточное дежурство для защиты территории. Они утверждают, что сделано это было для того, чтобы власти не продали земли. С тех пор периодические попытки властей пресечь строительство встречают решительное сопротивление таркинцев.
В конце 2014-го представители таркинского джамаата даже устраивали голодовку с требованием выделить землю для жителей сел Тарки, Кяхулай и Альбурикент.
По мнению журналиста Тамерлана Магомедова, проблема Карамана не в том, что там строят, а в том, кто будет дальше продавать эти земли под застройку. «Одни имеют служебное положение, другие – сплоченность и решимость. Переломить ситуацию сможет лишь принципиальность республиканского руководства. В том случае, если они начнут принимать соответствующие судебные решения и сносить незаконные особняки», - резюмировал он.