В Махачкале на семи площадках провели этнографический диктант (правильнее было бы это назвать тестом).
На знание этнографии проверили студентов, но никак не чиновников, как предполагалось ранее. Вопросы были разные: от приготовления калмыцкого чая до вида единоборства, который используется сейчас в России для подготовки сотрудников МВД, ФСБ, спецназа ГРУ.
Информация о том, что некоторых чиновников республики обяжут участвовать в этнографическом диктанте, не подтвердилась. На площадке, организованной в Дагестанском госуниверситете не присутствовал ни один из них.
Недостаточно было вопросов, касающихся народов Северного Кавказа.
Всего по республике Дагестан было семь площадок сдачи диктанта – четыре в Махачкале, по одной площадке в Хасавюрте, Дербенте, Каспийске и Кизляре. Предполагалось, что на каждую из них придут по 50 человек. Но, то ли реклама оказалось плохой, то ли местные жители не стали проявлять гражданской активности. Например, площадку ДГУ посетили примерно 30-35 участников, основной контингент которых составляли студенты самого вуза (скорее всего, даже одного исторического факультета, где это и проводилось).
Организаторы диктанта удивились моему появлению на площадке, узнав, что я хочу принять участие. И даже признались потом, что и сами были бы не прочь пройти этнографический тест, но, вероятно, им что-то помешало …
За 15 минут до начала теста аудитория, специально подготовленная для проведения диктанта, еще пустовала. Оказалось, что участники (студенты) ждали в соседнем помещении. В условленный момент все они словно вывалились из него в коридор, чтобы регистрироваться. Потом, получив вопросы, всех завели в ту самую, подготовленную под диктант, аудиторию. Там их ждали телекамеры, журналисты местные и федеральные. Ну и вступительная часть – интервью директора центра русского языка и культуры (при министерстве национальной политики республики) Ларисы Кукановой на фоне тестирующих.
Некоторые из них так и ждали момента как можно быстрее избавиться явно навязанных им тестов. Например, девушки, находящиеся рядом, время от времени обращали на себя внимание тем, что выражали свое недовольство («на хрена мне это надо!») в отношении того, кто обязал их участвовать в этом мероприятии.
Надо было еще угадать: какой вид борьбы используется сейчас в России для подготовки сотрудников МВД, ФСБ, спецназа ГРУ...
Вопросов было 30 - федерального и регионального значения. Были и такие, что немного отвлекало от заданной темы, считает участник Мурад: «Если диктант был задуман как выявление знаний о культуре и быте народов, живущих в России, то зачем нужен вопрос: народы какого региона мира изучал Миклухо-Маклай?».
Другая участница – Заира – воспринимает как ущемление религиозных чувств мусульман вопрос только лишь о православии: «укажите семь государств, где традиционно широко распространено православие».
Надо было еще угадать: какой вид борьбы используется сейчас в России для подготовки сотрудников МВД, ФСБ, спецназа ГРУ? Оказывается, он «сформировался в начале 20 века на основе наиболее ценных элементов национальных видов борьбы народов СССР: азербайджанской, грузинской, узбекской, молдавской, бурятской. И как варианты ответа: капоэйра, вольная борьба, бокс, самбо, джиу-джитсу, айкидо.
Некоторые из участников признавались, что многие ответы написали наугад. Но в то же время радовались (особенно, ребята), что смогли ответить на вопрос о четырех ингредиентах для приготовления калмыцкого чая.
«Мы предполагаем, что здесь не может быть стопроцентной оценки, потому как вопросы довольно необычные, - отметила руководитель республиканского центра русского языка и культуры Куканова. - Иногда вопросы касаются одежды, элементов традиционного быта, культуры народов, которые живут далеко от Дагестана. Главное тут – не столько демонстрировать отличные знания, а принимать участие, появление желания что-то знать».
На правах участника, могу сказать, что тест был познавательный, если не считать некоторый уклон в гастрономическую сторону. А также недостаточно было вопросов, касающихся народов Северного Кавказа. Еще один минус этого мероприятия в том, что основными участниками оказались студенты, а не чиновники или другие слои населения.
Сама идея проведения таких тестов - отличная. Поскольку сами жители страны, а то и региона, имеют очень скудные знания о своих соседях по стране. И эти знания настолько мизерные, что жители центральной России порой думают, как будто Дагестан – это отдельное государство. Или, к примеру, находясь в Москве, местный житель интересовался у меня: «А вы, дагестанцы, в курсе, что в России когда-то была Великая Отечественная война?»
Результаты этнографического диктанта обнародуют 4 ноября (в День единства народов России).