Североосетинский журналист Заур Фарниев, главный редактор сайта "Абон" и корреспондент "Коммерсанта", сообщил на своей странице в фейсбуке, что одно из первых лиц республики "собирает полукримальных личностей" и требует от них "разобраться" с ним "любыми методами". Он отметил, что это происходит в рамках курса на "выдавливание шушеры", о котором не так давно заявил глава Северной Осетии Вячеслав Битаров.
"Ко мне ночью приехал человек, которому я полностью доверяю, и сказал, что, по его информации, меня 'заказали'. Не знаю, о чем именно шла речь - избить, убить. Но лица, которым поступил заказ, полукриминальные, не оставляют сомнений в том, что воздействие должно было быть физическим. Тогда я решил написать об этом публично", - пояснил Фарниев корреспонденту "Кавказ.Реалии".
По его словам, ситуация со свободой СМИ в регионе преобразилась после смены власти.
У нас нет допуска на официальные мероприятия, мы никуда не можем попасть, получить аккредитацию. Остальные все, подконтрольные, таких проблем не испытывают.
"Проблемы начались с приходом Тамерлана Агузарова, — рассказывает Фарниев. - Первый звонок был, когда меня без объяснения причин не пропустили на инаугурацию главы. Я связываю это с тем, что до инаугурации Агузарова журналисты 'Абона' выражали скепсис по поводу его назначения".
С приходом Битарова "все стало более открыто и жестко": "Давление было вынесено в публичную плоскость — с высказываниями, конкретно в мой адрес, в эфире ГТРК 'Алания'", - поясняет Фарниев.
Помимо этого, у сайта начались финансовые проблемы. "С осени прошлого года предприниматели не стремятся размещать у нас рекламу. Когда мы стали выяснять, в чем дело, нам ответили: 'Мы не можем светиться у вас на сайте, нас глава республики не поймет, и у нас будут проблемы'", — сказал журналист.
Справка:
В декабре 2016 г. Битаров сказал в интервью программе "Пресс-клуб" на североосетинском телевидении, что "Абон" недостоверно передает информацию об официальных мероприятиях, из-за чего журналистам этого сайта не стоит посещать их.
"До недавних пор Северная Осетия была регионом, где пресса была, можно сказать, свободной, - рассказала корреспонденту "Кавказ.Реалии" заместитель главного редактора "Абона" Элина Сугарова. - Я работала в другом крупном издании, нами были вечно недовольны, но никакого давления мы не ощущали. После того, как у нас произошла одна смена власти, потом другая, те СМИ, которые смогли скупить, скупили, а на тех, кого купить не получилось, давят".
По ее словам, помимо финансового давления, используются и другие способы создать помехи в работе. "У нас нет допуска на официальные мероприятия, мы никуда не можем попасть, получить аккредитацию. Остальные все, подконтрольные, таких проблем не испытывают", — отметила журналистка.
Более того, оказывается давление на конкретных людей.
"Давление оказывалось на моих близких людей, которые работают в бюджетных учреждениях. От руководства поступили угрозы об их увольнении, если я не прекращу работать. Моих близких попросили со мной поговорить", — рассказала она.
"В текущей ситуации с Зауром [Фарниевым] мы сыграли на опережение. Как мы знаем, в правительстве удивились, что нам обо всем стало известно, но трогать нас не стали", — добавила журналистка.
Когда журналист делает заявление, что ему угрожают, он фактически ставит себя под двойной удар.
По мнению главного редактора портала "Алания 24" Мадины Сагеевой, такой выход небезопасен. "Когда журналист делает заявление, что ему угрожают, он фактически ставит себя под двойной удар. С одной стороны, говоря об угрозах вслух, он себя оберегает. А с другой - становится первым кандидатом на сакральную жертву. И если что-то действительно случится, то даже не ясно будет, кто именно за этим стоит - глава республики или те, кто хочет его подставить", - считает она.
Говоря об угрозах, она поясняет, что напрямую этого не происходит: "Если бы они угрожали напрямую, то уже давно отвечали бы в суде. Это все на уровне разговоров, на уровне 'добрые люди передали, что с тобой хотят разобраться, что тобой недовольны'. А здесь же 50 на 50, это может быть как правдой, так и провокацией тех, кто об этом предупреждает и, возможно, стремится вызвать у журналистов гневную реакцию в адрес Битарова. Так что тут сложно разобраться".
"В любом случае, общественная ситуация в республике стала нездоровой, - уверена Сагеева. - Люди боятся комментировать меня в фейсбуке. Некоторые журналисты государственных СМИ в реальной жизни говорят, что согласны со мной, а в соцсетях боятся поставить лайк".
"Руководство республики зачистило информационное поле - сменились владельцы у '15-го региона', у 'Градуса Осетии'. Если раньше их представляли независимые журналисты, то теперь - чиновники", - добавила Сагеева.
По словам заместителя главного редактора "Абона" Э. Сугаровой, есть примеры, когда людей увольняли с работы, потому что они "как-то не так высказались в адрес главы".
Так, осенью прошлого года уволили Вадима Тохсурова, главного редактора "15-го региона" из-за ситуации вокруг заявлений главы республиканского минздрава Михаила Ратманова. В сентябре 2016 года во время пресс-подхода министр позволил себе неуважительные реплики в адрес журналистов, и на "15-м регионе" вышла об этом статья.
"После этого меня попросили сложить полномочия главного редактора. Тогда министра решили не давать в обиду, равно как и мне в тот момент сложно было закрыть глаза на то, как обижают коллег, тем более женщин", — отметил Тохсыров в беседе с "Кавказ.Реалии".
Сейчас он работает в государственном СМИ, о давлении на журналистов знает из соцсетей.
"До последнего не хочется в это верить. Ведь без гласности невозможно представить развитие гражданского общества", — заключил Тохсыров.
Отметим, что ни "Абон", ни "Алания 24" не входят в "Ассоциацию СМИ Северного Кавказа", о которой мы недавно писали. В нее включают тех, кто готов "формировать позитивный имидж" СКФО.