В середине сентября глава Чечни Рамзан Кадыров провёл пятичасовую встречу с бывшими сторонниками сепаратистской Ичкерии. На ней было предложено создать комиссию "по защите молодежи от неправды" и "дать историческую оценку Ичкерии". Вскоре после этой беседы борьба с идеологическими оппонентами регионального руководителя продолжилась: к оставшимся в Чечне родным живущих за границей оппозиционеров пришли силовики.
Претензии к Ахмеду Закаеву
На встрече с бывшими сепаратистами глава Чечни говорил о своем давнем заочном оппоненте – проживающем в Лондоне чеченском политике Ахмеде Закаеве, который представляется как премьер-министр Ичкерии в изгнании. Кадыров напомнил, что от Закаева "отказались" его братья, сестры и другие члены тейпа (рода), к которому он принадлежит. Кадыров призвал Закаева отправить одного из двух сыновей в Чечню. "Почему бы не позволить одному из двух твоих сыновей умереть, убивая меня?" – заявил глава Чечни.
Спустя несколько дней Кадырову ответил Ахмед Закаев. Сразу после этого живущих в Чечне родных оппозиционера увезли в Грозный неизвестные вооруженные люди, а в нескольких провластных аккаунтах в инстаграме практически одновременно появился видеоролик, где они оскорбляли и проклинали члена своей семьи.
Ролик с близкими Закаева записывался в присутствии префекта Урус-Мартановского района, начальника местного ОМВД и одного из заместителей министра МВД по Чечне. Они руководили процессом, заставляя несколько раз перезаписывать видео и делать акценты на оскорблениях в адрес политика.
"Ахмед уехал туда, где живут члены ЛГБТ, потому что он сам является таким (далее идут оскорбления. – Прим. ред.). Этот человек нам не нужен. Народ, страна и весь мир знает, что он испортился и ходит по ту сторону. С этих пор этот человек к нам близко не подойдет. Если у нас будет возможность, то мы с ним разберемся", – заявил на видео Али Закаев, брат политика.
Атакам подвергся не только Закаев, но и его сторонники в Европе. Так, 27 сентября к родным его соратника Алим-Паши Солтыханова в селе Чечен-аул нагрянули люди из неизвестной вооруженной структуры. Это стало ответом на попытку Солтыханова заступиться за Закаева и указать на ошибки чеченского руководства.
Претензии к Анзору Масхадову
Объектом пристального внимания Грозного стал и сын бывшего президента Чеченской республики Ичкерия Анзор Масхадов. Он ведет ютьюб-канал, где публикует критические ролики о чеченских властях. Эти видео вызвали гневную реакцию руководства республики.
Против Масхадова-младшего выступил бывший министр обороны Ичкерии, ныне депутат чеченского парламента Магомед Ханбиев. Со своей страницы в инстаграме он обратился к нему с оскорблениями и упреками в том, что Анзор "не остался воевать рядом со своим отцом". Экс-министра обороны Ичкерии задело, что его обвинили в помощи Шамилю Басаеву во время вторжения в Дагестан в 1999 году.
Как и в случае с Ахмедом Закаевым, Рамзан Кадыров не остался в стороне и призвал Масхадова-младшего к совершению теракта в чеченской столице: "Я живу в самом центре Грозного. Приходи, если ты мужчина, готовый отвечать за свою жену и детей. Покажи это людям. Приходи и подорви себя в центре Грозного. Тогда мы скажем, что ты нормальный парень".
Анзор Масхадов в ответном видеообращении заявил, что, унижая и оскорбляя своих критиков, кадыровцы "унижают самих себя и оскорбляют весь чеченский народ".
Кровная месть за слова?
Ситуацию вокруг Ахмеда Закаева и Анзора Масхадова в своем ютьюб-канале освещал и чеченский оппозиционный блогер Тумсо Абдурахманов. Но и он столкнулся с очередными угрозами властей.
На этой неделе в устроенный блогером голосовой чат зашёл некто, представившийся как председатель чеченского парламента Магомед Даудов. Его голос, отмечает Абдурахманов, действительно был похож на то, как говорит спикер парламента Чечни.
Беседа переросла в ругань. Покидая чат, гость предупредил, что заставит родственников блогера высказаться "по поводу его поведения".
В итоге уже на следующий день, 25 сентября, к родным Абдурахманова по линии матери в селе Старые Атаги пришли вооруженные люди из неизвестной структуры. По словам Абдурахманова, им поставили ультиматум: если они не повлияют на его поведение, им будет объявлена кровная месть.
Уголовный кодекс РФ трактует объявление кровной мести как угрозу убийством. Наказание предусматривает до двух лет тюрьмы, а убийство по мотивам кровной мести карается лишением свободы на срок от 8 до 20 лет.
Согласно горским адатам (свод обычаев у народов Кавказа. – Прим. ред.), кровная месть объявляется, только если речь идёт об убийстве. Ее не могут объявить за избиение, оскорбление или угрозы. Она и называется кровной в силу того, что пролилась кровь, и не распространяется на женщин, родных по линии матери, а также сестер и дочерей "кровника".
На прямую угрозу родным Абдурахманова никак не отреагировали правоохранительные органы Чечни.
"Народ, закованный в цепи"
В борьбе с критиками чеченские власти применяют грязные методы, несовместимые с верховенством закона и права, говорит живущая в эмиграции Аминат Саиева, указывающая свою должность как представитель Ичкерии в Литве. "Народ заковали в цепи и усыпили", – описывает Саиева ситуацию в Чечне.
Резкую реакцию Грозного она связывает с недавними акциями, приуроченными ко дню независимости Ичкерии, которые прошли в ряде зарубежных стран. "Безусловно, за этими мероприятиями следят не только сторонники, но и противники чеченской независимости. На мой взгляд, в этом и причина нынешних обострений", – заявила Аминат Саиева.
Нападки на Закаева и Масхадова могут быть связаны и с уязвленным самолюбием нынешних властей Чечни, считает чеченский активист Адам Осмаев.
"Они подсознательно понимают, что они и есть предатели, ведь они сами с пеной у рта раньше доказывали необходимость воевать за свободу республики. Ахмеда Закаева и Анзора Масхадова они (власти Чечни. – Прим. ред.) раньше знали, и они им напоминают прошлое, поэтому их самолюбие страдает из-за этого", – предполагает Осмаев.
В среде эмигрировавших из России сторонников независимости Чечни нападки на Ахмеда Закаева возымели обратный эффект: даже те, кто критиковал и не признавал позицию этого чеченского политика, сегодня проявляют с ним солидарность.