3 февраля квалификационная коллегия судей Чечни прекратила отставку бывшего судьи Верховного суда республики Сайди Янгулбаева – отца правозащитника Абубакара Янгулбаева и супруга арестованной Заремы Мусаевой. После лишения спецстатуса в отношении него может быть возбуждено уголовное дело.
Федеральный закон "О статусе судей в Российской Федерации" предусматривает несколько оснований для прекращения судейских полномочий. Среди них – получение вида на жительство или гражданства другой страны, деятельность, не совместимая с должностью судьи, открытие счетов в зарубежных банках или приобретение там недвижимости, вступивший в силу приговор или дисциплинарный проступок.
Квалификационная коллегия из этого перечня выбрала "несоответствие требованиям статуса судьи в отставке". Председатель Верховного суда Чечни Алавдин Гардалоев заявил, что Сайди Янгулбаев "делает все возможное, чтобы нарушить спокойствие и внести раздор в гражданское общество Чеченской Республики". Как именно – уточнять не стал.
В интервью Кавказ.Реалии Сайди Янгулбаев рассказал об особенностях судебной системы в Чечне и о том, каких шагов следует ждать от главы республики Рамзана Кадырова.
– Реально ли будет оспорить решение квалификационной коллегии судей Чечни в Высшей квалификационной коллегии в Москве? От чего это будет зависеть?
– Оспорить решение вполне реально. Я не подпадаю ни под одно из оснований, по которым меня могли бы лишить спецстатуса, не имею иностранного гражданства или вида на жительство. Лишь временно я выехал из России, чтобы подождать развития событий с моей женой Заремой Мусаевой, и собираюсь вернуться. Пока я остаюсь за границей, мне и моей дочери помогают международные правозащитные организации. Также я не совершал проступков и не делал заявлений, порочащих статус судьи.
В 2015 году точно так же, с грубейшими нарушениями "Положения о порядке работы квалификационной коллегии судей", прямо в день подачи заявления без моего участия меня незаконно отправили в отставку. И сейчас они собрались, даже не известив меня, не дав возможности защищаться.
Кстати, мне до сих пор не выплатили задолженность по пенсии за несколько лет. Мой адвокат обратился в Мещанский суд Москвы по месту нахождения ответчика – судебного департамента при Верховном суде России (согласно карточке, дело зарегистрировано. – Прим. ред.).
– Судебную систему в современной Чечне можно назвать независимой? Была ли она такой, когда вы работали в Верховном суде?
– Очевидно, что ее нельзя назвать свободной. Когда я в 2012 году перешел в Верховный суд Чечни, его председателем был Зиявди Саидович Заурбеков, работавший в этой системе еще с советских времен. Он так не "ложился" под администрацию Кадырова, сохранял некоторую самостоятельность. Нынешний председатель Верховного суда Гардалоев и его предшественник Каратаев полностью зависимы от Кадырова, они были назначены при его содействии и всем ему обязаны.
Продолжают держаться за мантию, выполняя капризы Кадырова и его администрации
– Общались ли вы с коллегами после похищения Заремы? Говорили ли вам слова поддержки?
– Нет, ни с кем из коллег я после тех событий еще не общался.
– С какими бы словами вы обратились к бывшим коллегам – судьям Чечни?
– Мне их искренне жалко. Когда я был действующим судьей, я предлагал: давайте напишем коллективное письмо на имя президента России, который нас назначил, расскажем правду о том, что Кадыров и его администрация не дают нам работать в правовом поле. В Верховный суд Чечни направлялись заказные дела, которые сопровождал прокурор республики Абдул-Кадыров. Он сопровождал эти дела на стадии дознания, следствия и в суде.
Суды первой инстанции штамповали нужные решения. Тогда обвиняемые направляли апелляционные жалобы в Верховный суд Чечни и на нас, судей, оказывалось давление. Мы защищались как могли, но новое руководство нас не поддерживало. Помню, как прокурор прямо угрожал: если вы отмените решение первой инстанции, я обращусь к Магомеду Даудову (председатель парламента Чечни. – Прим. ред.), он расскажет Кадырову и вас вывезут "на ковер", а там что бывает – хорошо знаете, без разговоров по башке дадут.
Я не жалею, что ушел из чеченской судебной системы. Меня Всевышний спас, чтобы не набрал грехов. А сегодня удивляет, как поступают мои бывшие коллеги. Многие из них имеют достаточный стаж, чтобы выйти на достойную пенсию, но продолжают держаться за мантию, выполняя капризы Кадырова и его администрации. Если честно, не знаю, как при встрече они будут смотреть мне в глаза.
– Ваша супруга сейчас оказалась заложницей?
– Это так. С самого начала, когда в квартиру ломились чеченские силовики, я заявлял о незаконности постановления следователя о приводе нас с Заремой. Оно стало лишь формальным основанием, чтобы забрать ее как заложницу, сфабриковать административное дело, а сейчас и уголовное, и оставить ее в Грозном.
Помочь моей жене может продолжение общественного резонанса. Остановить Кадырова и прекратить беспредел в отношении беззащитной женщины мог бы Путин, потребовав ее освобождения. Я не знаю, почему он не реагирует. Может, не считает чеченцев за народ, за граждан России? Если бы Кремль считал чеченцев полноценными гражданами России, то, наверное, отреагировал и приструнил бы Кадырова.
– По вашему мнению, почему Кадыров не может остановиться и продолжает накручивать эту историю, давая все новые и новые информационные поводы?
– Наверное, ему стыдно дать задний ход, он чувствует свою вину в похищении Заремы, в том, что прислал кадыровцев с постановлением, этой филькиной грамотой о приводе на допрос к следователю. Ведь, насколько нам известно, за две недели никакого допроса не было. Повторюсь, привод был лишь формальным поводом, чтобы взять Зарему в заложники.
***
Сайди Янгулбаев был назначен судьей Верховного суда Чечни указом президента России Владимира Путина в августе 2012 года. Он работал в судебной коллегии по уголовным делам, при этом в открытом доступе последние дела, рассмотренные с участием судьи Янгулбаева, датируются июлем 2015 года. На сайте Верховного суда Чечни есть информация о вынесенном в ноябре 2015 года решении квалификационной коллегии судей о прекращении полномочий Янгулбаева.
Младший сын судьи Ибрагим Янгулбаев рассказал Кавказ.Реалии о реальной причине отставки отца: сын вел в социальных сетях несколько групп, критикующих режим Кадырова. В конце 2015 года Сайди Янгулбаева с сыновьями вывезли в резиденцию главы Чечни, где пытали. Полгода Ибрагима Янгулбаева продержали в подвале, а затем возбудили дело по статье о разжигании ненависти или вражды – оно были прекращены после декриминализации этой статьи Уголовного кодекса. От судьи Верховного суда Чечни потребовали уйти в отставку, только после этого Ибрагима освободили.
- 20 января сотрудники МВД Чечни ворвались в квартиру Янгулбаевых в Нижнем Новгороде и насильно, не дав даже одеться, вывезли Зарему Мусаеву на допрос в Грозный в качестве свидетеля. Сначала ей назначили 15 суток административного ареста по обвинению в оскорблении полицейского, а затем возбудили на нее уголовное дело – якобы Мусаева набросилась на составлявшего протокол участкового.
- В центре Грозного прошел митинг против семьи Янгулбаевых. По мнению чеченских властей, она стоит за критикующим правительство Кадырова анонимным телеграм-каналом 1ADAT. На митинге жгли, топтали и рвали портреты членов семьи, а также прямо угрожали им. По данным властей Чечни, на митинг собралось более 400 тысяч человек. По данным независимых наблюдателей, их было в 20 раз меньше. Местные СМИ назвали митинг несанкционированным, хотя бюджетникам республики рассылались сообщения об обязательном участии в нем.