В Кабардино-Балкарии 27-летнему жителю республики Рамазану Молову грозит до 10 лет лишения свободы за применение насилия в отношении представителя власти. По версии следствия, во время беспорядков у селения Кенделен 19 сентября 2018 г. он сломал ногу задерживавшему его бойцу Нацгвардии Анзору Черкесову. Обвиняемый свою вину не признает, как и участие в беспорядках. Местные правозащитники сравнивают эту историю с московским делом о беспорядках, а Молова называют местным Павлом Устиновым, отмечает "Эхо Кавказа".
Как писал "Кавказ.Реалии", молодой человек был задержан 23 сентября 2019 года. 25 сентября Нальчикский горсуд поместил его на два месяца под домашний арест. Сам парень настаивает, что на месте происшествия оказался случайно: будучи таксистом, вез людей в Тырныауз.
События в Кенделене, о которых идет речь, датируются 18-19 сентября 2018-го. Тогда жители балкарского села Кенделен не пустили участников шествия в память о 310-летии Канжальской битвы, после чего между кабардинцами и балкарцами начались стычки. 19 сентября столкновения между активистами и силовиками произошли в селении Заюково и на посту ДПС в Баксане.
10 лет на 1000 рублей
132 жителя селения Псыкод Уравноского района КБР обратились к главе реcпублики Казбеку Кокову с просьбой прекратить уголовное преследование Молова.
"К участникам этой акции он не имел никакого отношения, он был незаконно задержан и подвергнут необоснованному применению физического насилия со стороны сотрудников полиции", – говорится в документе.
Сам Рамазан уже обратился к правозащитникам. Он настаивает, что 19 сентября 2018 года "вез пассажиров в город Тырныауз, чтобы заработать 1000 рублей": "В связи с тем, что дорога была перекрыта сотрудниками правоохранительных органов, вынужден был остановиться у обочины в ожидании, когда появится возможность продолжить путь, чтобы доставить пассажиров в Тырныауз".
Обстановка накалилась, и таксист не смог выехать. "Я не знал о митинге, проходившем в этом месте, иначе бы не поехал в ту сторону. Я не имею никакого отношения к людям, участвовавшим в митинге", – подчеркивает он.
Фигурант дела вспоминает, как полицейский ударил дубинкой по капоту его автомобиля и лобовому стеклу: "Я уже не мог ничего видеть впереди машины. В этот момент почти одновременно открылись передние двери автомобиля, и сотрудники полиции в масках стали наносить мне удары по телу и по голове".
Молова доставили в Баксан, где возле отдела полиции пересадили в карету "скорой помощи" и отвезли в больницу.
Простой работяга
Теперь ему инкриминируется применение насилия, опасного для жизни или здоровья, в отношении представителя власти (ч.2 ст. 318 УК РФ).
Сейчас мужчина под домашним арестом. "Мы считаем, что нет оснований вообще избирать ему какую-либо меру пресечения, – заявила 'Кавказ.Реалии' его адвокат Бэла Даутокова. – С момента событий прошел целый год. Следствие просило заключить его под стражу, но Нальчикский горсуд отверг их доводы, что Рамазан якобы может скрыться и продолжить преступную деятельность".
Ситуация с Моловым крайне несправедливая, говорит председатель Кабардино-Балкарского правозащитного центра Валерий Хатажуков.
"Это дело возникло, чтобы заполнить определенную нишу и перевести стрелки, – убежден собеседник. – Рамазан совершенно аполитичный человек, не состоял ни в каких организациях, не был активистом. Его семья – мать, сестра, а он кормилец, зарабатывает на жизнь. Они живут в коммунальной квартире в сельском поселении. Он как белка в колесе: то сторожем, то извозчиком работал".
По его мнению, спустя год власти пытаются реанимировать "кенделенское дело". "В Кенделене все было не так однозначно: инициативная группа официально уведомила исполнительные органы о переходе, им дали добро, а потом сказали, мол, нет, не позволим. Мы говорим новому главе КБР, что надо разбираться в этом", – добавляет он, обращая внимание на то, что "Молов вообще не имеет отношения к этим событиям".