Дорожный департамент Грузии объявил тендер на строительство девятикилометрового тоннеля под Крестовым перевалом, который должен стать альтернативой одному из самых сложных участков Военно-Грузинской дороги. Тоннель будет начинаться в селении Цикере и заканчиваться в селе Коби.
Этот тоннель станет самым длинным в Грузии. Его задача - разгрузить от транзитного транспорта дорогу "Млета-Коби", оставив ее только для туристов, следующих на горнолыжный курорт Гудаури.
По сообщению ведомства, на строительство выделено более 21 миллиона долларов. Согласно проектной документации, оно должно быть окончено к концу 2022 года. После введения в строй тоннеля время в пути от Тбилиси до Верхнего Ларса сократится на целый час.
"Движение часто блокируется из-за прохождения перевала, зимы и иных погодных условий, а транзитное движение замедляется, - сказано в сообщении ведомства. - После завершения проекта эта проблема будет полностью решена, и поездка будет безопасной и удобной".
Если планы грузинских властей осуществятся, то Северная Осетия может получить от этого большую экономическую выгоду.
"Еще 15 лет назад в сутки по Военно-Грузинской дороге проходило более двух тысяч автомобилей, - рассказал "Кавказ. Реалии" профессор Нох Токаев. - Эта дорога особая, и за счет ее расположения получается очень сильно экономить на транспортных расходах".
По мнению профессора, несмотря на то, что строительство тоннеля – очень затратное занятие, а современная техника, призванная его облегчить, на Кавказе мало представлена, выгода от его строительства будет колоссальной
"Товарооборот будет расти, потому что увеличение разнообразия товарного обмена – это общая закономерность в современных реалиях, - объясняет Токаев. - Я отношусь к идее строительства категорически положительно. Через Военно-Грузинскую дорогу есть выходы на море, к Азербайджану, к Ирану - по сути весь Восток связан с этим направлением".
Экономический обозреватель Алик Пухаев более осторожен, говоря о выгоде строительства тоннеля для России
"На первый взгляд, создание еще одной транспортной артерии должно увеличить товарооборот, что позитивно скажется на экономике, - говорит Пухаев. - Но есть несколько 'но'. Во-первых, в Северной Осетии очень большая проблема с инфраструктурными объектами рядом с дорогой. У нас их не умеют строить. У нас их нет. Поэтому наше транзитное положение, которым мы постоянно хвалимся, бессмысленно. Вторая проблема: допустят ли Осетию до прямого контакта с этими грузами и участия в грузоперевозке в случае роста геополитических рисков".
Пухаев подчеркивает, что ему хотелось бы, чтобы строительство сказалось на экономике региона позитивно, однако шансов на это мало.
"Осетия вряд ли сможет извлекать реальную прибыль из транспортной магистрали, пока мы не умеем устраивать инфраструктуру рядом с границей и пока у нас на границе постоянные очереди, которые превращаются в ад и ужас", - подводит итог Пухаев.
Тем временем российская сторона заявляет, что очередям в районе пограничного пункта на российско-грузинской границе в ближайшем будущем должен прийти конец. Сейчас Росавтодор занят расширением приграничного участка на Верхнем Ларсе, которое должно окончиться уже к концу 2018 года. Ведомство обещает, что тогда пропускная способность российского КПП вырастет до 12 тысяч машин в сутки.