В Магасе собирается массовый митинг. Это связано с новым законопроектом о референдуме в Ингушетии. Что с ним не так?
В конце января Народное собрание РИ одобрило в первом чтении новый законопроект о референдуме. Известно об этом стало только в марте – и это сразу же вызвало широкий общественный резонанс.
"Многие мечтают, чтобы Ингушетии не было"
Ранее в республике уже действовал закон о референдуме – от 31 марта 1997 года. В новой редакции, которую сейчас пытаются принять (текст имеется в распоряжении "Кавказ.Реалии"), из него была изъята часть статьи 3 – "Вопросы, выносимые на референдум Республики Ингушетия".
В частности, исчез абзац, в котором говорилось, что в обязательном порядке на референдум выносятся "вопросы об изменении статуса, наименования республики, ее разделении или объединении с другими субъектами Российской Федерации, изменении ее территории или границ в соответствии с законодательством РФ".
"Инициатива внесения нового закона принадлежит [главе Юнус-Беку] Евкурову, готовил для него этот законопроект избирком. За время правления Евкурова в закон от 1997 года вносилось много изменений, которые усложняли инициативу проведения референдума, – рассказывает руководитель регионального "Яблока" Руслан Муцольгов. – Например, если на федеральном уровне предусмотрено, что инициативная группа может составлять не менее 20 человек, а в случае муниципального референдума – 10 человек, то наши региональные власти несколько лет назад установили норму, что инициативная группа должна состоять не менее чем из 100 человек".
"В контексте ситуации, случившейся осенью, региональная власть пытается сейчас вообще сделать все так, чтоб не спрашивать у населения ничего, – продолжает он. – Вероятно, готовятся какие-то изменения в территориальном устройстве самой страны, поэтому пытаются, непосредственно в Ингушетии, сделать так, чтоб они могли сами решать все эти вопросы, без учета мнения населения".
По словам юриста, главы Совета молодежных организаций Ингушетии Багаудина Хаутиева, если новый закон будет принят, "можно будет просто голосованием депутатов объединить, разделить, поменять наименование, изменить границы и территорию республики".
"Делается все это только с одной целью – не дать возможности провести референдум по недавнему незаконному соглашению о передаче земли Чеченской республике, а на будущее – оставить возможность объединить два субъекта (РИ и ЧР. – А.С.) без учета мнения ингушского народа", – полагает он.
В случае принятия новой редакции закона о референдуме массовые акции протеста в Ингушетии могут приобрести такой масштаб, что это не ограничится двумя неделями, уверен собеседник.
"Здесь видится уже и ликвидация республики, многие в Москве и здесь, на Кавказе, мечтают, чтобы не было Ингушетии как отдельного региона. А принятие нового закона свидетельствует, что готовится правовая основа для ликвидации республики и объединения ее с Чечней", – не сомневается Хаутиев.
Не поняли, за что проголосовали
Как заявил "Кавказ.Реалии" депутат Народного собрания Ингушетии Бейал Евлоев, в ходе рассмотрения закона о референдуме в январе депутаты просто не поняли, что происходит. "Он так незаметно прошел, а там, оказывается, выпал этот пункт. А сейчас спохватились – и такое вот обнаружилось. Нам сказали, что закон просто приводят в соответствие с федеральным законодательством", – объясняет он.
По словам Евлоева, они попытаются восстановить статус-кво и вернут назад этот пункт. "Депутаты, которые недовольны, а это почти все, проголосуют за возврат этого пункта", – пообещал политик.
"Я не знакомился с этим законопроектом, а за законопроекты, с которыми я не знакомился, я не голосую", – ответил "Кавказ.Реалии" депутат Аюп Оздоев на вопрос о том, голосовал ли он за новый закон о референдуме.
"Говорили, что это приведение в соответствие с федеральным законодательством, – подтвердил он. – Отношение к этому закону в такой редакции у меня категорически отрицательное, во втором чтении буду голосовать против".
Второе чтение законопроекта было назначено на 28 марта, но, как только в соцсетях пошли разговоры о новом митинге, зампредседателя Народного собрания Асхаб Сукиев выступил с официальным обращением. Он пояснил, что исчезновение абзаца об обязательных для вынесения на республиканский референдум вопросах было случайным – мол, этот важный абзац просто выпал.
Возмущение жителей республики не утихало, активисты подали заявку на трехдневный митинг – с 26 по 28 марта. А уже 20 марта Евкуров отозвал закон о референдуме, отметив, что документ требует обсуждения с общественностью.
"Законопроект не аннулирован, Евкуров взял паузу в три месяца не для того, чтоб доработать документ, а чтобы подготовить общественное мнение к его принятию, навязать свою волю", – убежден Муцольгов.
Митинг в Магасе сегодня продлится с 10.00 до 18.00, поддержать его намерены в том числе некоторые федеральные политики.