Одним из основных символов празднования смены календаря является елка. Большинство тех, кто отмечает это событие, приносит в дом колючее дерево – одни покупают, другие идут в лес и рубят сами, выбирая самое красивое. Третьи же предпочитают им искусственную ель – так сохраннее и для природы, и для кошелька (одну елку можно использовать несколько лет).
Несмотря на преимущества третьего пути, ежегодно декабрьские базары наполняют хвойные. Как правило, не все из них находят покупателя, так что уже 1 января срубленные елки отправляются на свалку.
В Комитете по лесному хозяйству Дагестана утешают: новогодний период не шибко бьет по природе региона.
"В основном все елки, которые продаются на новогодних рынках Махачкалы, привозные, - поведал представитель комитета корреспонденту "Кавказ.Реалии". - И с вопросом разрешения у них тоже все в порядке, все имеют соответствующую лицензию. Если и рубят где-то незаконным путем елок, так это в горных районах республики, но это могут быть единичные случаи, массовых истреблений ели сосен за последние годы не зафиксировано".
Тем не менее, хоть и с законным разрешением, елки все же срубают.
По мнению председателя "Русского географического общества" в Карачаево-Черкесии Вячеслава Онищенко, в результате вырубки экологии наносится значительный ущерб.
"Продавцы будут уверять, что у них имеется разрешение на вырубку, что противозаконного они ничего не совершают. Но суть от этого не меняется", - отмечает Онищенко в беседе с "Кавказ.Реалии".
Эколог акцентирует внимание на достаточно редкий вид елок - кавказскую пихту.
"Все чаще на Кавказе для празднования нового года используют именно ее. Продавцы на елочных базарах говорят, что сами ее выращивают. Да врут они! Нигде они ее не выращивают. Потребительский возраст кавказской пихты - от 8 до 10 лет. В доступных местах этой пихты уже нет. Чтоб ее вырубить, продавцам приходится подняться высоко в горы. А за одну ее штуку они берут 500 и выше рублей - вот и посчитайте, какую они могут получить прибыль, например, с партии в количестве 100 штук", - резюмирует председатель "Русского географического общества" в КЧР.
Всего к новому году по всей стране насильственным путем заканчивается жизнь около миллиона елок.
Многим мусульманам не нужно ставить себя перед сложным выбором: настоящая елка – или искусственная, потому что всё больше религиозных людей отказывается отмечать новый год. Они подчеркивают, что обычаи и верования, связанные с его празднованием, заимствованы у язычников - к примеру, легенды о деде морозе, хороводы вокруг елки, вера в магические свойства ночи 1 января. Кроме того, они отмечают, что исполнять желания может только Аллах, а никак не дед мороз, сказки о котором они приравнивают ко лжи, которая запретна в исламе.
Магомед Амиргамзаев из селения Гонода Гунибского района открыто выступает против празднования нового года. Являясь муэдзином сельской мечети, он несколько лет назад даже вел пропагандистскую деятельность среди прихожан мечети и других, призывая отказаться от елки и новогодних утренников в школах.
"Один раз я даже специально проводил мавлид (когда мусульмане собираются и просят Бога благословить пророка Мухаммада – ред.) вечером 31 декабря, - рассказал он. - Тем самым я хотел, чтобы баракат (воздаяние от Всевышнего – ред.) не покидал нас именно в ту ночь, когда некоторые, позабыв о ценностях ислама, веселятся, пьют спиртное, при этом еще называют себя мусульманами. Я против празднования нового года и намерен и дальше призывать людей обходить его стороной".
Кстати, незаконная вырубка трех и более елок в России карается законом, за это можно получить срок в соответствии с уголовным кодексом. За вырубку одного дерева предусмотрен штраф: для юридических 200-300 тыс. рублей, а для физических - до 4-х тысяч рублей. При этом важно помнить то, что для того, чтобы елочка выросла хотя бы на пару метров и окрепла, ей понадобится от 10 до 15 лет.