В Дагестане недавно уволили завуча школы, который не пускал на занятия учениц без платков. Социологическое исследование показало, что большинство учащихся и их родителей в республике выступают за светский внешний вид школьников.
В начале сентября в социальных сетях распространилось видео, как учениц школы в селе Маджалис Кайтагского района не пускают на занятия без религиозного головного убора. Происходящим недовольны родители, которые скандалят с завучем.
Видеозапись вызвала большой резонанс. Уполномоченный по правам человека в России Татьяна Москалькова обратилась к прокурору Дагестана с просьбой провести проверку. В республиканском Минобразования редакции Кавказ.Реалии сообщили, что инициатором требования к школьницам носить платки является руководство Кайтагского района. Это требование, по данным министерства, руководство района пыталось распространить на все школы муниципалитета. Из-за этого в министерство стали поступать многочисленные жалобы от родителей.
В то же время власти района назвали виновным в ситуации со школьницами завуча Адамкади Курбанкадиева и уволили его. Он же заявил журналистам, что вынужден был уйти под давлением. По его словам, он проверял наличие косынок по поручению директора школы, но его выставили виноватым.
"В нашем районе в этом году ввели дополнительный атрибут – косынку. Директор мне сказала, что будем проверять наличие платков, я всего лишь исполнял свою работу. Теперь она отпирается, что такое говорила. Они хотят из меня дурачка сделать", – утверждает бывший завуч.
Согласно закону "Об образовании в РФ" от 29 декабря 2012 года, в образовательных учреждениях страны внешний вид учащихся определяет его администрация. Типовые требования к школьной форме определяют власти регионов. В 2013 году Минобразования России разработало образец типовых требований к школьной одежде. В них указано, что "внешний вид и одежда учащихся... должны соответствовать общепринятым в обществе нормам делового стиля и носить светский характер".
Никакие внутренние распоряжения директора школы, подзаконные акты не могут противоречить Конвенции о правах ребенка, Конституции РФ, закону об образовании
Если со стороны администрации школы в Маджалисе действительно было требование ношения косынок, то оно незаконно, считает дагестанский юрист Арсен Магомедов. По его словам, локальные акты, которые регулируют внешний вид школьников, должны соответствовать типовым требованиям, установленным властями каждого региона. В дагестанских типовых требованиях обязательность платка отсутствует, поэтому и школа не может это требовать от учениц.
Родители, чьи дети пострадали от незаконных действий руководства школы в Маджалисе, вправе обратиться в суд с иском о взыскании компенсации морального вреда, отмечает адвокат Татьяна Третьяк. В интересах школьников такой иск может подать местная прокуратура. По мнению эксперта, действия руководства школы являются нарушением прав учащихся на образование, поскольку имеет место дискриминация по религиозному признаку.
"Россия является светским государством, поэтому обязательное посещение школы в хиджабе или платке недопустимо. Напротив, и Верховный суд РФ, и Европейский суд рассматривали проблему недопуска в школы и увольнение с работы тех, кто приходит в хиджабах (дискриминации в таком запрете не было усмотрено). Никакие внутренние распоряжения директора школы, подзаконные акты не могут противоречить Конвенции о правах ребенка, Конституции РФ, закону об образовании. Иными словами, политика России и ЕС направлена на борьбу с тем, что устроил директор школы", – пояснила адвокат в комментарии для Кавказ.Реалии.
В России несколько раз происходили скандалы, связанные с запретом ношения хиджабов в школах. Например, в 2012 году директор одной из школ Ставропольского края запретила носить хиджабы школьницам-мусульманкам. В результате полемики, достигшей федерального уровня, президент поддержал идею возврата к школьной форме. Он отметил, что нужно исходить из того, что Россия – светское государство. "Лучше пусть все чувствуют себя равными", – заявлял тогда Владимир Путин.
В результате скандала правительство Ставрополья постановило запретить школьницам приходить в школу в хиджабах, и Верховный суд России этот запрет поддержал.
За ношение хиджаба в школах несколько лет назад выступил глава Чечни Рамзан Кадыров. Парламент республики тогда принял поправки в местный закон, разрешающий учащимся носить одежду или символику в соответствии с их вероисповеданием.
Ситуация же с недопуском девочек без платков в учебное заведение является нетипичной для Дагестана, считает заведующий отделом социологии Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН Заид Абдулагатов.
"Я не припомню такого, чтобы руководство школы навязывало платки, хотя не исключаю, что в каких-то горных селах такое могло случиться", – говорит социолог.
Платок не просто атрибут, а символ религиозного мировоззрения. Они хотят, чтобы этот символ проник в школу
Он поделился результатами проведенного в регионе два года назад социологического исследования об отношении к платкам и хиджабам в школе. По его словам, на вопрос: "Хотели бы вы, чтобы ученицы вашей школы приходили в школу хиджабах?” около девяти процентов школьников ответили: "Нет, хиджаб и платок ни о чем не говорят", 19 процентов ответили: "Нет, достаточно обычного платка", еще около 20 процентов в целом выступили "за" ношение религиозного головного убора.
"Больше учеников говорят "нет" хиджабу в школе. Основная масса опрошенных педагогов – более 53 процентов – говорят, что в школе дети не должны надевать хиджаб. Причем этой позиции больше придерживаются педагоги-женщины. За хиджаб высказались 29 процентов учителей. Относительное большинство учителей – 42 процента – считают, что ученицы могут надевать просто платок, как традиционно и было в Дагестане", – рассказал Абдулагатов.
Опрос среди родителей школьников, по словам социолога, показал, что среди родителей-женщин больше противников хиджаба в школе.
"Несколько лет назад заммуфтия призывал, чтобы девочки в платках ходили в школу. Была такая пропаганда. Платок не просто атрибут, а символ религиозного мировоззрения. Они хотят, чтобы этот символ проник в школу", – указывает Абдулагатов.
По его мнению, для многих хиджаб – это способ "выделиться из толпы". "Для женщин это символом их нравственности, порядочности. Мне кажется, это веяние времени. Я думаю, эта мода утрясется", – подытожил собеседник.
В Дагестане происходит тотальное проникновение исламских установок в повседневную жизнь, что не может не влиять на модели коллективного поведения. Такие выводы показало исследование Мадины Шахбановой из Института истории, археологии и этнографии ДИЦ РАН и Анны Верещагиной из Института социологии и регионоведения Южного федерального университета.
Исследование, которое проводилось среди жителей городов, также показало разрыв между тем, что, по мнению респондентов, должен делать верующий человек (совершать намаз, соблюдать пост, выплачивать религиозный налог) и реальным его культовым поведением. Более того, одна восьмая часть опрошенных не соблюдают ни одно из предписаний культового поведения ислама при самоидентификации себя как "убежденно верующий".
Результаты опроса указали и на то, что в дагестанском обществе нет согласия по поводу того, какой тип государственного устройства наиболее желательный, хотя наибольшее предпочтение было отдано светскому государству с принципом свободы вероисповедания. В исламском государстве с нормами шариата хотят жить 36,8% опрошенных в возрасте до 20 лет, 39,4% опрошенных – в возрасте от 20 до 30 лет, 41,9% – в возрасте от 30 до 40 лет. Среди старшего поколения тех, кто хочет жить по законам шариата, меньше всего.