В Грузии пустеют десятки горных селений. Горцы покидают свои дома в поисках заработка и лучших условий жизни – тяжелые условия труда и непростой климат выживают людей с родной земли.
В селе Цахи в Западной Грузии около 150 дворов, но постоянно там проживают менее 25 человек.
Рамазу – 43 года. Он живет тут с пожилой матерью. Не женат. Дни проводит за работой дома и в поле. Старается успеть сделать как можно больше до захода солнца – с наступлением сумерек в горы приходит пронизывающий холод. Из-за сурового климата сажают тут в основном кукурузу и фасоль.
Возможности заработать нет, поэтому и никакого дохода у Рамаза нет. Живут они на пенсию матери, но тратят ее в основном на лекарства. "Держимся за счет скотины, поросят да кур, больше ничего, – рассказывает Рамаз Метонидзе. – Проблем здесь много, и, возможно, я уже как-то свыкся. А вот те, кто младше меня, стараются отсюда уехать. И не только отсюда – из соседних сел района тоже".
Рамаз бы уехал, но не может оставить мать одну. Привести в дом жену тоже не получается – в селе очень мало женщин.
О переезде задумывается Каха Кереселидзе, сосед Рамаза. Ему 27 лет, тоже не женат. Правда, пока не решил, куда податься. Хотелось бы в город, возможно, в столицу, но и там устроиться непросто, да и пока негде.
"Оставаться здесь постоянно невозможно, тут неподходящие условия. А молодому человеку нужно совсем другое", – говорит Каха. Особенно трудно зимой, рассказывает он: "Здесь выпадает большой снег, расчищаешь дорогу хотя бы до калитки, ухаживаешь за скотиной. Больше ничего не делаешь".
Зимой из-за снега дорога в село часто закрыта. А в Цахи нет ни медпункта, ни магазина, нет стационарной телефонной связи. Когда-то здесь была школа, но 15 лет назад она закрылась.
Сельский глава Фридон Сохадзе рассказывает, что некоторое оживление в Цахи наступает летом, когда к местным жителям приезжают погостить родственники, а некоторые сельчане возвращаются на пару месяцев в свои дома. Сам Фридон постоянно живет в селе с семьей. Он один из немногих местных мужчин, кто женат.
"В селе всего 22 человека, в основном это старики, они уже не могут работать. 20% – молодежь. Семей у них нет, детей нет, думать о будущем сложно, поэтому они в некоей депрессии. И как бы это плохо ни звучало, некоторые начали пристращаться к спиртному", – рассказывает Фридон Сохадзе. Но он все же настроен оптимистично, говорит, иначе бы не работал. "Мы тут все вместе садимся, думаем, решаем, как и что, помогаем друг другу и не сидим сложа руки. Жизнь-то продолжается", – говорит глава села.
Фридон Сохадзе верит, что рано или поздно люди начнут возвращаться. Сейчас он пытается добиться того, чтобы поселку выделили сельхозтехнику. Тогда крестьяне смогут обрабатывать заброшенные и сложные участки и получать дополнительный доход.
В прошлом году, впервые за последние 15, а то и 20 лет, сюда вернулся один из жителей. Акакий Берадзе перевез из города семью и занялся сельским хозяйством.
Сейчас он выращивает виноград. Посадил огород, завел скотину. Подрабатывает в округе на стройках – от лишнего заработка не отказывается.
"У нашего села есть большие перспективы развития, тот же туризм, считает Акакий. – Здесь прекрасные виды, горы. Но пока туристы не приезжают, нет интереса – о Цахи мало кто знает".
Помимо Цахи в Грузии пустеют и другие горные села. Точной статистики нет, но речь идет о десятках малых населенных пунктов. Правительство пытается остановить этот процесс с помощью специальных государственных программ. Так жители почти двух тысяч горных поселков – всего около 300 тысяч человек – пользуются рядом льгот, получают повышенные пенсии и социальные выплаты.
Тем не менее, остановить отток местного населения не удается. Основные причины – отсутствие постоянных рабочих мест и тяжелые условия труда.
Звиад Мчедлишвили, "Настоящее время"