Генетические исследования в виде экспедиций на территории Грузии начали проводить в 2012 году. Исследования проводятся в лаборатории Лугара близ Тбилиси.
В интервью с "Кавказ.Реалии" член Академии наук Грузии, доктор медицинских наук Рамаз Шенгелиа отметил, что Северный Кавказ им не доступен по многим причинам. Вместе с учеными из Пенсильванского университета в США грузинские специалисты исследовали такие регионы Грузии, как Сванетия и Мегрелия. Сейчас собираются работать в Гурии и Аджарии. То есть исследования идут по направлению с запада на восток, отмечает ученый.
По данным Шенгелиа, в Сванетии преобладает чисто кавказская гаплогруппа G2а, выявившаяся у 80% жителей, а у 10% — это R1а.
"Это тоже интересно, так как, когда говорят о формировании сванского языка и отдельных традиций, можно уже считать, что были отношения, даже генетические с Северным Кавказом, и появляющимися там тюркоязычными народами", - говорит наш собеседник.
Ученый утверждает, что можно говорить о Сванетии как о "сконцентрированном генетическом бассейне всего Кавказа".
А вот в Менгрелии по отцовской линии более разнообразные данные, говорит Шенгелиа. "Там появляются и I1b, L, J2. Гаплотипы разнообразные, но гапллогруппы едины как в Сванетии, так и в Менгрелии". – говорит он.
Ученый рассказывает, что при сравнении грузин с абхазами выявляется идентичность. "Где-то 80% Абхазии – это G2а, G2а1а, а около 15% — это G2а3b, которая более распространена среди черкесов", - делится данными ученый.
"Это расхождение в третьем поколении, которое следует после G2а (то есть уже G2а1а и G2а3b), возможно, показывает на то, что расхождение это произошло на месте: живя вместе, они развивались отдельно уже в генетическом аспекте. Хотя тогда была одна этнополитическая реальность", - рассказывает академик.
Относительно черкесов Рамаз Шенгелиа говорит, что влияние на них происходило от других северных народов, что в общем не меняет единства Кавказа.
"Они живут на Кавказе и являются автохтонными, так же, как и грузины, с незапамятных времен. Черкесы и грузины одного генетического происхождения" - отмечает собеседник.
По его словам, между восточной и западной частью Кавказа есть разница и прослеживается градация.
"На востоке Кавказа больше появляется гаплогруппа J2 и можно сказать о влиянии ближневосточных племен, семитских. Главное, нельзя отождествлять гаплогруппы с народами", – призывает ученый.
К примеру, об осетинах Шенгелия говорит, что они пришли на Северный Кавказ, но пришли из Южного Кавказа, потому что их генетический профиль – это опять-таки G2а у около 70%. И они живут там около 2 тысяч лет, по словам ученого.
"Например, у балкарцев и карачаевцев около 60-65% есть гаплогруппа G2а, а остальное там более восточного происхождения – гаплогруппа R".
Хотя грузинские ученые сотрудничают с западными, европейскими, российскими коллегами, иногда приходить к консенсусу довольно трудно, признает Шенгелиа.
"В основном, споры происходят из-за разных научных подходов, из-за разного представления об этногенезе того или другого народа. Допустим, наши российские коллеги хотят разделить весь Кавказ на четыре части: северный, южный, восточный и западный. Конечно, в любом регионе мира есть какие-то разновидности. Я считаю, что в географическом аспекте, конечно, есть эта разделенность, но в культурном и этническом аспекте, допустим, на западе всего Кавказа такой разницы практически нет", - говорит ученый.
Шенгелиа говорит, что нужно больше и глубже заниматься исследованиями и работать сообща.
"Нужно отстраниться от политических и лженациональных настроений. Надо делать науку, ведь она всегда на пути правды", - уверен он.
Сейчас академик работает над монографией "Этногенез Кавказа", которая, как он считает, должна стать фундаментальной в этой области. В интервью с "Кавказ.Реалии" грузинский ученый также поделился планами по созданию независимой автономной лаборатории в Тбилиси по исследованию генетики современного населения Кавказа.