Ссылки для упрощенного доступа

"Если я не прекращу, они меня убьют". Начался суд по делу о нападении на осетинского журналиста


Журналист Руслан Тотров
Журналист Руслан Тотров

В Ленинском суде Владикавказа 29 декабря начались слушания по делу о нападении на политического редактора осетинского информационного сайта "ОсНова" Руслана Тотрова. Он полагает, что заказчиком избиения мог быть президент Южной Осетии Анатолий Бибилов. Предполагаемый исполнитель, это замминистра обороны самопровозглашенной республики Сергей Кабисов, вину не признает. По статье о воспрепятствовании законной профессиональной деятельности журналиста с применением насилия ему грозит до шести лет лишения свободы.

По версии следствия, нападение на Тотрова произошло днём 21 января 2021 года. Журналист находился в коворкинг-офисе, где записывал видео для своей авторской программы. Вместе с ним в студии находились два блогера – Батраз Мисиков и Сослан Джуссоев. Наружные камеры видеонаблюдения зафиксировали, как в 16:20 машина с южноосетинскими номерами остановились около офиса, из неё вышли двое мужчин. Это были Сергей Кабисов и североосетинский предприниматель Руслан Танделов.

Дверь в коворкинг-офис не была заперта, и они без труда проникли в помещение и сразу же обозначили, что пришли к журналисту Тотрову по поводу его критических публикаций о президенте Южной Осетии Анатолии Бибилове. Использую нецензурную речь и угрозы убийством, заместитель обороны самопровозглашенной республики Кабисов потребовал от Руслана Тотрова прекратить писать, как он выразился, "о Толике". После чего нанес журналисту удар кулаком в лицо, повредив передние зубы и губу. Пострадавший сразу обратился с заявлением в полицию и снял побои.

"Экзотическая статья"

Прошедшее 29 декабря 2021 года судебное заседание по делу о нападении на Тотрова должно было быть закрытым – из-за пандемии коронавируса. Но судья Зарина Караева настояла, чтобы прессу всё же пустили. Слушания начались с ходатайства пострадавшего о снятии с него государственной защиты. Он аргументировал это тем, что теперь живет за пределами России и переезжать обратно не планирует. Обвиняемый и его адвокат были против. Они высказали опасение, что, если с журналистом что-то случится, "первым под подозрение попадёт Кабисов". В итоге ходатайство журналиста было удовлетворено.

Кабисов на заседании 29 декабря не захотел высказывать своё отношение к процессу и давать показания, но заявил, что виновным себя не считает. Его адвокат добавил: "На данном этапе мы пока выслушаем свидетельские показания. И наша позиция будет изложена с учётом того, что будет на сегодняшнем заседании". На вопросы журналистов юрист и его подзащитный отвечать также отказались.

Судебное следствие начало с допроса пострадавшего. Тотров рассказал, что освещает события, происходящие на территории Южной Осетии, уже больше 20 лет. Он считает, что нападение на него было совершено из-за публикаций о деле Инала Джабиева и о "политическом и гуманистическом кризисе, устроенном президентом Анатолием Бибиловым и его вертикалью власти".

Никому не позволительно приезжать и пытаться через угрозы и насилие ограничивать деятельность журналиста

"Когда нежданные гости зашли, я работал спиной ко входу и обернулся. Один из них, как мне потом стало известно, его фамилия была Танделов, сказал: "Вот к нему мы пришли". И указал на меня. После чего они подошли к моему дивану и сразу же начали угрожать. Прямые цитаты я опущу из-за обилия нецензурной брани и буду интерпретировать. Кабисов спросил у меня, почему я пишу и снимаю гадости про Толика. Я уточнил, о ком речь. На что получил ответ: "Про Анатолия Ильича Бибилова", – рассказал обстоятельства произошедшего Тотров.

Он отметил, что Кабисов ругался матом сперва на осетинском, но потом перешёл на русский. Свои угрозы он проговорил на обоих языках. Когда журналист попытался объяснить обидчику, что писать на проблемные темы – это его работа, южноосетинский госслужащий в ответ нанёс удар кулаком в лицо.

"Прозвучала угроза о моей жизнедеятельности в будущем: если я не прекращу это снимать, они меня убьют. После чего они удалились", – сказал Тотров.

Подтвердил слова журналиста и блогер, который в тот день находился с ним в одной комнате. Батраз Мисиков рассказал, что гостей интересовали только материалы о Южной Осетии.

"Они не просили снять какие-то публикации – только мат и угрозы. Сперва была проблема в коммуникации, так как Тотров плохо владеет осетинским языком, и он просто не понимал, что от него хотят. Уже потом, в ходе нашего с ним обсуждения произошедшего, я ему перевел их слова. Что они говорили не писать про их старшего. Называли его по-разному: Ильич, Толик, Тол", – заявил на суде Мисиков.

На следующем заседании ожидается допрос ещё двух свидетелей стороны обвинения. После этого суд приступит к допросу обвиняемого и его свидетеля.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал!

"Я на 98% уверен, что Кабисова не посадят. А если и осудят, неизвестно по какой статье. Он и его адвокат отрицают воспрепятствование деятельности журналиста, а значит, могут настаивать на переквалификации на статью об умышленном причинении легкого вреда здоровью (максимальное наказание – до четырех месяцев ареста. – Прим.)", – заявил в комментарии для Кавказ.Реалии Андрей Сабинин, адвокат Руслана Тотрова.

В то же время собеседник отметил, что остался доволен ходом заседания, так как свидетель вспомнил, что пострадавший сказал, что он журналист, до того как получил удар.

"Кабисов приехал за 200 километров, чтобы выяснять отношения не просто с Тотровым, а с журналистом, который пишет и публикует видео и тексты об общественно-политической ситуации в Южной Осетии. Он приехал к журналисту и угрожал журналисту", – сказал Сабинин.

Сам же Тотров после заседания признался Кавказ.Реалии, что считает это дело важным для всего журналистского сообщества и надеется на серьёзный подход суда.

В этой истории недооценена роль президента Южной Осетии Анатолия Бибилова. Он может быть прямым заказчиком

"Никому не позволительно приезжать и пытаться через угрозы и насилие ограничивать деятельность журналиста, тем более государственным лицам иностранного государства. Следственный комитет расследовал, и прокуратура утвердила обвинительное заключение по 144-й статье ("Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов". – Прим.). Категорически важно, чтобы эту позицию продемонстрировал и суд. Это суперэкзотическая статья. На Северном Кавказе правоприменительной практики по ней практически нет. В остальной России, согласно статистике, бывает всего пять-шесть таких случаев в год", – сказал Тотров.

Журналист отметил, что этот процесс для него настолько важен, что он специально из-за судебного заседания прилетел из-за границы, где теперь проживает.

"Судья просил о персональным допросе. И сегодня я здесь, чтобы не было больше никаких проволочек и возможности оттягивать процесс. Этот инцидент с нападением никак не повлиял на мое желание писать о Южной Осетии. Более того, через три дня после визита непрошеных гостей я записал новый выпуск", – рассказал Тотров.

Суд по делу о нападении на журналиста Руслана Тотрова. 29 декабря 2021 г.
Суд по делу о нападении на журналиста Руслана Тотрова. 29 декабря 2021 г.

Журналист пояснил, что дело заведено только в отношении одного из нападавших, потому что следствие не смогло установить причастность второго подозреваемого – Танделова.

"По моему мнению, в этой истории недооценена роль президента Южной Осетии Анатолия Бибилова. Он может быть прямым заказчиком этого преступления", – заключил Руслан Тотров.

В Цхинвали судебный процесс по делу о нападении на журналиста в Северной Осетии не комментируют.

Текст может содержать терминологию и топонимы, используемые в самопровозглашённой республике Южная Осетия.

Главные новости Северного Кавказа и Юга России – в одном приложении! Загрузите Кавказ.Реалии на свой смартфон или планшет, чтобы быть в курсе самого важного: мы есть и в Google Play, и в Apple Store.

XS
SM
MD
LG