Прошедший год для регионов Северного Кавказа и юга России ознаменовался новыми атаками беспилотников, повышением выплат за подписание контрактов и сообщениями о тысячах убитых на войне. Редакция Кавказ.Реалии обсудила с экспертами ключевые события третьего года полномасштабного вторжения.
Повышение выплат или новая мобилизация?
В 2024 году на юге и Северном Кавказе неоднократно повышали выплаты за подписание контрактов на войну против Украины. В частности, в августе регионы оказались в списке субъектов, которые предлагают наибольшие суммы единовременных выплат. Например, по этому показателю Карачаево-Черкесия стала третьим регионом в стране: за подписание контракта там обещают 1,6 млн рублей – это в 68 раз больше средней зарплаты местных жителей (она составляет 23 тысячи).
Единственный вариант для Путина – это повышать выплаты
Выплаты кратно росли и в других регионах: в частности, в Ростовской области в ноябре произошло очередное повышение – шестое с начала года. Там сумма единовременной выплаты выросла в восемь раз: с 200 тысяч до 1,6 млн рублей. На Кубани выплаты увеличивали пять раз за год: всего "военная дотация" выросла с 200 тысяч до 1,5 млн рублей. В Чечне размер единовременной региональной выплаты в сентябре увеличился в четыре раза: со 100 до 400 тысяч рублей.
Рост выплат связан с нехваткой людей на фронте, падением темпов набора и одновременно высокими потерями, комментирует эксперт по российской внешней и оборонной политике Павел Лузин. Одним из итогов года он называет высочайшие за всю войну потери России в живой силе.
Военный аналитик Ян Матвеев также отмечает, что российская армия понесла большие потери, а восполнять их все тяжелее: "Думаю, что сейчас российские власти не захотят ничего менять до захода на возможные переговоры. Но если война продолжится, единственный логичный вариант для Путина – это повышать выплаты, чтобы собрать новых людей и отправить на фронт. Вторую волну мобилизации они будут всячески оттягивать".
На конец 2024 года число известных редакции Кавказ.Реалии погибших в Украине военных из уроженцев или жителей юга России и Северного Кавказа достигло более 11 тысяч человек. Это неполные данные, реальные потери могут быть значительно больше.
Атаки дронов по легитимным целям или отвлечение ПВО?
Еще одним результатом войны для южных регионов стали атаки дронов – как правило, им подвергались нефтеперерабатывающие заводы. В частности, в августе после попадания дрона по заводу в Пролетарске пожар не могли потушить более двух недель, пострадали десятки спасателей. Почти две недели потребовалось и на тушение возгорания, которое произошло после атаки дронов на нефтебазу в Каменском районе.
Также беспилотники "добрались" и до северокавказских регионов: 29 октября дроны впервые атаковали чеченский Гудермес, у одного из зданий на территории "Российского университета спецназа" загорелась крыша. А 6 ноября украинский БПЛА впервые сбили над дагестанским Каспийском.
В целом российские военные получили ряд чувствительных ударов по своим объектам, это не перевернуло войну, но дало ВСУ новый инструмент воздействия, комментирует военный аналитик Ян Матвеев.
Со стороны Украины происходит усиление "длинной руки", то есть возможностей ударов большей дальности, добавляет военный аналитик Давид Шарп: "Появились дроны, которые долетают далеко, и количество их достаточно неплохое. Военные аэродромы на Северном Кавказе – это в любом случае приоритетная цель. Есть цели более медийные – например, атаки Грозного и "троллинг" Кадырова. Их цель в медийном аспекте – напомнить, что война может прийти и в их дом".
Об "имиджевом ущербе" говорит и Матвеев. Он напоминает: в 2024 году украинские беспилотники, переделанные из легкомоторных самолетов, атаковали стоянку каспийской флотилии в Каспийске, два раза били по казармам кадыровской Росгвардии и один раз – по "университету спецназа".
"Естественно, сложновато нанести реальный военный ущерб в случае атак казарм беспилотниками, но речь идет об имиджевом ударе для самого Кадырова, плюс – вопрос отвлечения ПВО. Такие атаки заставляют российскую армию перебрасывать системы противовоздушной обороны, которых имеется ограниченное количество. Если вы отправили в Чечню дополнительные зенитные комплексы, значит, они не могут участвовать в военных действиях на фронте", – рассуждает Шарп.
"ПВО сбило этот самолет"
Одним из наиболее знаковых последствий работы ПВО на Северном Кавказе собеседники редакции называют авиакатастрофу "Азербайджанских авиалиний" близ казахстанского Актау. Напомним, борт авиакомпании AZAL, совершавший рейс из Баку в Грозный, потерпел крушение 25 декабря. Из 67 человек, находившихся на борту, 38 погибли – в том числе на рейсе находились и граждане России.
Cамая очевидная версия – это атака российской зенитной ракеты
"Нельзя в абсолютном смысле слова считать крушение в связи с работой ПВО доказанным, поскольку нужны материальные доказательства, нужна оценка материальных повреждений самолета. Но самая очевидная версия – это атака российской зенитной ракеты, которая повредила самолет", – говорит Ян Матвеев.
Предварительные результаты расследования будут опубликованы лишь в конце января. Однако косвенным подтверждением версии о причастности работы ПВО можно считать и то, что президент России Владимир Путин в телефонном разговоре с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым извинился за то, что инцидент с самолетом произошел в небе над Россией.
6 января Алиев заявил, что ответственность за авиакатастрофу "лежит на представителях Российской Федерации". Он потребовал наказания виновных, действия которых стали "причиной гибели азербайджанских граждан в этой аварии".
"Если бы город Грозный принял своевременные меры по закрытию воздушного пространства, если бы были соблюдены все правила наземных служб и если бы была координация между Вооружёнными силами и госслужбами Российской Федерации, то эта трагедия была бы невозможна", – подчеркнул президент Азербайджана.
Курское направление и генерал из Чечни
Важным итогом третьего года войны Давид Шарп назвал появление курского направления. По нему одним из главных спикеров российской стороны стал командир чеченского спецназа "Ахмат" Апти Алаудинов. Напомним, 6 августа 2024 года украинские войска вошли на территорию России – в Суджанский район Курской области и с тех пор закрепились там.
Операция в Курской области также была отмечена взятием в плен российских срочников и кадыровцев – после чего их обменяли на украинских бойцов. Тогда же Алаудинов призвал пленных чеченцев "сделать все, чтобы их убили в плену".
Ян Матвеев считает, что часть Курской области может стать серьезным аргументом для России в случае переговоров России и Украины: "Российская армия пытается освободить Курскую область, чтобы не иметь ее "в пассиве" на момент возможных переговоров, но это не получается – даже несмотря на подключение северокорейских военных".
Однако, по мнению Давида Шарпа, заход ВСУ в Суджанский район Курской области вряд ли заставит Путина сесть за стол переговоров: "Это не особо серьезное давление на Россию. Я не знаю, будет ли Украина удерживать какую-то часть Курской области до начала возможных переговоров. Кроме того, это очень небольшая территория, которая вряд ли будет иметь особенное значение".
Принудительный призыв и дезертиры
Кроме того, в 2024 году стало известно, что из Чечни на войну насильно отправляют людей, употребляющих наркотики или алкоголь, – об этом редакции рассказал правозащитник Абубакар Янгулбаев. В свою очередь, оппозиционный блогер Хасан Халитов заявил, что на войну в Украину можно попасть за любые правонарушения.
В октябре 2024 года глава республики Рамзан Кадыров заявил о намерении принудительно отправлять в зону боевых действий молодых жителей республики, которые совершают административные правонарушения и ведут "праздный и аморальный" образ жизни. Кроме того, принудительная отправка на фронт грозит и чеченским силовикам.
О насильной отправке на войну сообщали не только уроженцы Чечни, но и, например, жители Краснодарского края. В июне они записывали видеообращение о незаконной отправке на фронт, несмотря на серьезные проблемы со здоровьем.
Принуждение воевать приводит в том числе и к дезертирству – оно стало еще одним заметным "трендом" третьего года войны. В частности, больше тысячи бойцов 20-й гвардейской мотострелковой дивизии из Волгограда были объявлены в розыск за самовольное оставление части.
- 5 января Ростовская область вновь подверглась атаке дронов: сбиты 37 беспилотников, сообщил губернатор региона Юрий Слюсарь. В приграничном Таганроге упавшие обломки БПЛА, по данным властей, повредили дома и автомобили.
- В начале января стало известно о новых смертях военных из регионов юга России и Северного Кавказа, убитых на войне против Украины. Всего – 41 человек. В их числе – командир отряда резервистов БАРС; кадровый военный, в 2015 году участвовавший в боевых действиях на Донбассе в составе регулярного подразделения российской армии; и провоевавший лишь около месяца 64-летний "доброволец".
Форум