В Россию из Ирака вернулись еще 27 российских детей, об этом сообщил глава Чечни Рамзан Кадыров, как только самолет из ближневосточной страны приземлился в воскресенье в подмосковном Раменском. Глава Чечни пообещал, что эвакуация детей с Ближнего Востока в Россию продолжится.
Предыдущий борт из Ирака прибыл в Москву в конце декабря прошлого года, тогда вернулись 30 маленьких россиян. Спустя неделю все они были отправлены по домам: в Чечню, Дагестан, Кабардино-Балкарию и Татарстан.
По сведениям Хеды Саратовой, активно занимающейся вопросами возвращения детей из стран Ближнего Востока, в Сирии и Ираке на сегодня все еще остаются сотни граждан России. В Сирии - 981 человек (из них 338 женщин и 643 ребенка) и в Ираке - 791 человек (255 женщин и 536 детей). В основном эти женщины и дети были вывезены своими мужьями и отцами, оказавшимися под влиянием экстремистских организаций.
Ситуация с детьми, вывезенными на Ближний Восток, актуальна и для других стран Европы, откуда родители тайно вывозили детей в Ирак и Сирию. 3 февраля второй общественный канал Франции показал сюжет о 13-летнем чеченце из Бретени-сур- Орже (Brétigny-sur-Orge, южнее Парижа), который в данный момент пребывает в детском приюте в сирийском городе Ракка. Согласно информации французского канала, это зона влияния курдов и дети содержатся под охраной местных военных.
Чеченский мальчик Асадулла был задержан в районе боев сирийского города Ракка. Он рассказал, что отец вывез их без согласия матери из Парижа в Стамбул якобы на каникулы и оттуда перевез в Сирию в 2015 году. Отец мальчика находился во Франции с 2008 года, и к моменту отъезда с детьми уже несколько лет жил в разводе с женой. Сам отец предположительно умер. Мальчик даже не знает, где именно. А вот двое его братьев погибли во время обстрела дома, где они жили на момент его захвата курдскими военными.
Согласно данным французских властей, на сегодня в Сирии предположительно находятся 15 мужчин, 25 женщин и около 70 детей, выехавших из страны. Во Франции, как и в других европейских государствах не отрегулирован механизм возвращения тех граждан, которые покинули страну для участия в боевых действиях в Сирии и Ираке.
Еще более сложным является вопрос относительно детей, чьи родители имеют статус беженца, то есть не являются гражданами страны. 29 января французский телеканал France 24 продемонстрировал снятую в Сирии видеозапись, на которой женщина в никабе с маленьким ребенком на руках чисто говорит на французском, что она из Казахстана, и желает вернуться во Францию.
В комментарии для "Кавказ.Реалии" директор чеченской некоммерческой организации "Объектив" Хеда Саратова отметила, что к ней обращаются не только россияне. По ее словам, она рассматривает просьбу матери из Голландии и хочет также заняться судьбой чеченского мальчика из Франции Асадуллы.
Как писал "Кавказ.Реалии" со ссылкой на программного директора Human Rights Watch Татьяну Локшину, власти, судя по всему, решили возвращать только детей и только тех из них, которые были рождены в России.
Не все матери, приговоренные к тюремным срокам в Сирии или в Ираке, согласны расстаться со своими детьми. Но многие из них готовы отправить детей на родину, чтобы избавить их от детских домов на чужбине.
Активные боевые действия на Ближнем Востоке уже не ведутся, но теперь страны, откуда массово выезжали граждане для участия в боевых действиях под знаменами радикального ислама, оказались перед проблемой возвращения этих людей и их потомства.