В Ростове-на-Дону началось рассмотрение уголовного дела в отношении одного из самых известных криминальных авторитетов России Аслана Гагиева по прозвищу Джако. Его обвиняют в убийствах, организации преступного сообщества, бандитизме и незаконном обороте оружия – и это только часть дела. Всего группировку Гагиева обвиняют в совершении порядка 60 убийств.
В первые же дни рассмотрения дела Аслан Гагиев признался в убийстве вице-премьера Северной Осетии Казбека Пагиева, назвав заказчиком преступления бывшего депутата Госдумы от "Единой России" Зураба Макиева. Гагиев требует от следствия официально назвать всех, кто заказывал ему убийства, и отпустить невиновных, которые были наказаны по этому делу.
В день первого заседания по делу криминального авторитета перед Южным окружным военным судом был выставлен патруль ДПС, самого подсудимого контролировали помимо приставов еще четверо полицейских в бронежилетах и масках. Чтобы вместить всех родственников и журналистов, в зал пришлось внести дополнительный ряд кресел. По словам работников суда, дело Гагиева стало одним из самых резонансных за последнее время.
Сам "Джако" улыбался родным и не стал возражать на просьбу корреспондентов о фотосъемке в перерывах. Он активно комментировал все, что происходило в тот день на заседании.
Меня лишили присяжных, сейчас хотят лишить языка – ну отрежьте его, тогда я заткнусь
Первые полтора часа ушли на выяснение личной информации о Гагиеве и на принятие решения, нужно ли предоставлять ему переводчика. Подсудимый заявил, что он многоженец, что у него 21 ребенок, а на вопрос судьи о последнем месте работы ответил, что он "свободный художник". Он настаивал на услугах переводчика, потому что не понимает по-русски, окончил всего три класса школы и хочет, чтобы в суде звучал его родной язык – осетинский.
Против этого выступил прокурор – по его ходатайству к делу были приобщены диплом из Московского инженерно-строительного института с "четверкой" по русскому языку, характеристика из школы №11 грузинского города Рустави, где учился Гагиев, а также его заявления на имя следователя Тлисова об ограничении прав, составленные на русском языке. Гагиев возразил: диплом о среднем образовании он купил, а "четверка" по русскому – это еще не "пятерка".
"Я осетин по национальности, сын своего народа. Я не понимаю юридического языка, я вам одно говорю, вы пишете другое. Я хочу, чтобы переводчик мне все объяснял. Можете тогда вообще меня удалить, потому что я ни слова больше не скажу, делайте свой концерт сами. Меня лишили присяжных, сейчас хотят лишить языка – ну отрежьте его, тогда я заткнусь", – негодовал Гагиев.
Речь подсудимого растянулась на несколько минут, и несмотря на замечания судьи, Гагиев высказал еще и свое отношение к делу. Он заявил, что готов признаться во всех убийствах, если следствие честно скажет о мотивах преступлений и открыто назовет хотя бы одного заказчика.
"Я признал, что это я убил вице-премьера Северной Осетии [Казбека Пагиева] по заказу государственных чиновников, и никто этим не занимается. Я готов все рассказать – кто, как и зачем – но им неинтересно. 70 с лишним трупов и ни одного мотива – якобы я это сделал, чтобы занять криминальное положение в Осетии. У меня миллиарды долларов, на хрена мне эта Осетия? Я хочу сознаться, но мне не дают этого сделать. Следствие прикрывает [заказчиков], невиновных закрыли или убили, а те, кто мог, свои вопросы порешали и гуляют на свободе", – продолжал свое выступление Гагиев.
Он добавил, что не просит снисхождения и готов согласиться хоть на три пожизненных срока, если следователи "докопаются до истины" и проведут новое честное расследование. Только для этого нужно будет поменять следственную группу – прежняя занималась только изъятием его имущества, заявил подсудимый.
Судья терпеливо выслушал Гагиева и решил, что переводчик ему не нужен. После этого подсудимый проигнорировал несколько вопросов, а на последующие отвечал на осетинском языке и вернулся к русскому только после замечания в свой адрес.
В перерыве заседания к "аквариуму", где держали Гагиева, подошел прокурор. Он объяснил, что сейчас в суде не рассматриваются те эпизоды, о которых тот говорил в своей речи, – часть уголовного дела ждет отправки из Австрии.
"И это не относится к моей компетенции – вот есть гинеколог, а есть стоматолог, и они решают разные задачи. Так же и здесь. Мне дали дело, и я веду его в суде, я не занимаюсь расследованием", – сказал государственный обвинитель.
На следующий день Аслан Гагиев прямо назвал заказчика убийства вице-премьера Пагиева. По его словам, это нынешний депутат Госдумы Зураб Макиев.
"Я признаюсь в убийстве вице-премьера Северной Осетии – Алании Пагиева. Я признаюсь в этом. И заказчик этого убийства – депутат Госдумы Макиев Зураб Гайозович и подельники его, премьер-министр и сенатор, но против них ничего плохого не имею. Это их жизнь, а этот [Макиев] ублюдок", – заявил подсудимый.
За что судят Аслана Гагиева
По данным Генпрокуратуры, криминального авторитета обвиняют в руководстве тремя бандами на территории Северной Осетии, которые с 2012 по 2013 год совершили шесть убийств: заместителя прокурора Промышленного района Владикавказа Олега Озиева, предпринимателей Таймура Кадзаева, Владимира Лалиева и Алана Торчинова, а также Аслана Торчинова и Албега Плаева, которые погибли во время покушения на Тамерлана Торчинова.
По этому делу проходят также руководители банд – ранее осужденные Олег Дзарахохов, Бахром Секинаев, а также находящийся в настоящее время в международном розыске Денис Кокоев. По совокупности всех статей, которые предъявили Гагиеву, ему грозит пожизненный срок.
В общей сложности, по информации Следственного комитета, группировка Гагиева существовала девять лет – с 2004 по 2013 год – и насчитывала более 46 участников. Силовики считают, что банда выполняла заказные убийства, причем часть из них якобы заказал сам Гагиев.
Группировке приписывают около 60 убийств в Москве, Подмосковье и Северной Осетии. Самыми громкими преступлениями, помимо уже названных, считаются убийство случайной попутчицы, жены и дочери, а также самого владельца Содбизнесбанка Александра Слесарева, убийство владельца банка "Национальный капитал" Дмитрия Плытника, убийство сына начальника отдела МВД Северной Осетии Заурбека Чельдиева, убийство бывшего первого заместителя гендиректора Финансовой лизинговой компании Андрея Бурлакова, нападение на следователя Александра Леонова и на начальника республиканского УБОП МВД Марка Мецаева.
Расследованием преступлений правоохранители плотно занялись после убийства мэра Владикавказа Виталия Караева в ноябре 2008 года – его смертельно ранили у дома. Аслана Гагиева задержали через семь лет, в январе 2015 года, в Австрии. Сначала Гагиев отсидел год за границей, так как при задержании у него нашли болгарский паспорт, затем шел суд о его экстрадиции, а после того, как в сентябре 2017 года требование России было удовлетворено, защита Гагиева предоставила справку о его приобретенной аэрофобии, из-за которой он может не пережить очередной полет на самолете. Поэтому фактически Гагиев был экстрадирован в Россию в июне 2018 года.
По данным на этот же год, 23 человека из группировки осетинского авторитета были приговорены к заключению, двое из них – к пожизненному, еще семеро находятся в международном розыске. В частности, Южный окружной военный суд приговорил к пожизненному сроку главаря одной из банд, Олега Хамицева, а еще пятерых ее участников осудил на сроки от 16 до 22 лет.
Сам Гагиев на предварительном слушании в Ростове настаивал на переводе дела в Верховный суд Северной Осетии, чтобы в нем участвовали присяжные. Он подчеркивал, что его судят за убийства в республике, и он не видит связи с военным судом в Ростове-на-Дону, учитывая, что даже не служил в армии.
"Ему отказали в этой просьбе. Так как к нему не прислушались, Гагиев отказался от суда присяжных в Южном окружном суде", – рассказал редакции Кавказ.Реалии адвокат Гагиева Алексей Егоров.
Ранее Аслан Гагиев уже давал показания на депутата Зураба Макиева и бывшего сенатора Александра Тотоонова. Макиев продолжает отрицать связь с Гагиевым. Он заявил, что подсудимый мстит ему за отказ платить дань. Депутат также напомнил, что он был единственным, кто пожаловался на криминального авторитета в 2017 году в правоохранительные органы. По мнению парламентария, заявление Гагиева на суде – это спланированная акция неких политических оппонентов, пытающихся повлиять на власть в Северной Осетии.