Ссылки для упрощенного доступа

"Даже дети боялись". Афганцы из Краснодара – о жизни при талибах


Минимум 400 афганцев, у которых есть второе гражданство – российское, просят посольство РФ эвакуировать их из Афганистана. При этом российские суды принимают решения о депортации отдельных граждан этой страны из-за нарушений миграционного режима. "Настоящее Время" поговорило с афганцами из Краснодара, которые в разные годы приехали в Россию на учебу.

Афганцы из Краснодара – о жизни при талибах и нынешней ситуации в стране
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:05:56 0:00

Хакими: "Талибы не гарантируют, что никто тебя не тронет"

Хакими Канишка переехал в Россию в 2011 году по студенческой визе. Здесь он закончил бакалавриат и отучился в магистратуре в Институте нефти и газа. После окончания учебы ситуация в Афганистане не была спокойной, поэтому Хакими решил остаться в Краснодаре.

"В Кабуле убили моего брата взрывом. Мне позвонили и сказали о таком случае. Талибы нам не гарантируют, что ты будешь там работать и никто тебя не тронет. Они даже могут меня убить за то, что я в России учился. Для них это грех", – говорит он.

Хакими думает, что при власти талибов возвращение на родину опасно для его жизни. Хотя еще три года назад он свободно летал в Афганистан. Его воспоминания о талибах из детства связаны с ограничениями, запретами и физическим насилием.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал!

"Помню, когда мне было 10–11 лет, я ходил на улицу сам. Они (талибы) мимо проходят – дети не могут там играть, ходить, разговаривать. Даже в то время дети боялись. Женщина без сопровождения не может выходить, без братьев, мужа – они не могут быть одни. Их будут бить, чтобы они согласились, что без сопровождения выходить не стоит", – продолжает он.

Сейчас у Хакими есть вид на жительство в России. Мужчина связывает свое будущее с Краснодаром.

Масуд: "Получил от талибов, когда хотел футбол посмотреть"

Масуд Сидики приехал в Россию еще в 2009-м – для учебы на экономическом факультете.

"Когда талибы пришли в Афганистан, я учился в седьмом классе, мне было около 14 лет. Я бросил школу", – вспоминает он.

Когда американцы вошли в Афганистан, Масуд смог вернуться к урокам, он закончил школу в 2005 году.

"Для меня "Талибан" – это ужас. Я получил от талибов два раза, когда хотел футбол посмотреть. Ремень большой – получил по шее. Два месяца я не мог крутить шеей", – рассказывает Масуд.

Масуд женился на россиянке и остался здесь, но вся его семья – мама, братья и сестры – в Афганистане. Каждый день мужчина созванивается с родственниками.

"Я не понимаю, как за две недели захватывают весь Афганистан. Они сами не могли так сделать, есть кто-то, кто им помогает. У них нет закона. Когда они поймают какого-то человека, то на месте будут решать – убивать, избивать или стрелять", – продолжает Масуд.

Свои воспоминания из юности о "Талибане" он описывает так: "Война, талибы, бить, не выходи из дома, музыку не слушай, костюм не надевай, бороду надо отпускать".

Масуд получил гражданство России и свое будущее также связывает с Краснодаром.

Форотан: "Они не могут управлять каким-то государством"

Форотан Сухраб в этом году выпустился с экономического факультета в Краснодаре. В России мужчина живет уже пять лет. В августе он должен был лететь в Афганистан.

"Пятнадцатого августа я решил поехать на родину, но так случилось, что у нас в стране сейчас катастрофа", – рассказывает он.

Форотан провел все детство в столице Афганистана, его семья по-прежнему живет в Кабуле. С момента захвата города талибами близкие Форотана не решаются выходить из дома.

"Каждую секунду, каждую минуту я сижу в соцсетях и обновляю, обновляю [ленту], смотрю, что случилось, что они делают, что они творят. У них мышление радикальное. Женщинам учиться не надо, работать не надо, только воспитывать детей. А мужчина должен ходить с бородой", – говорит Форотан.

Он не верит, что талибов поддерживают жители Кабула. По мнению мужчины, "Талибан" не способен на мирное и законное регулирование жизни в Афганистане.

"Они не могут управлять каким-то государством. Для управления государством нужны эксперты, нужны образованные люди. А среди них образованных людей очень мало. Для нашей страны это беда – никакого развития и прогресса точно не будет", – продолжает Форотан.

После окончания университета у Форотана заканчивается учебная виза. Он не думает, что ему удастся получить убежище в России. "Самое большое горе – что мы ничего не можем сделать. Вернуться нельзя, сейчас нет таких вариантов. И остаться здесь тоже нельзя".

Главные новости Северного Кавказа и Юга России – в одном приложении! Загрузите Кавказ.Реалии на свой смартфон или планшет, чтобы быть в курсе самого важного: мы есть и в Google Play, и в Apple Store.

XS
SM
MD
LG