23 февраля в Астрахани открыли мемориал погибшим участникам полномасштабного вторжения в Украину. На плитах памятника высечены имена 1112 военных – о 303 из них редакции ранее не было известно, они добавлены в список поименного учета убитых на этой войне, который сайт Кавказ.Реалии запустил вскоре после ее начала.
Об общем числе нанесенных на плиты памятника имен военных стало известно 4 февраля из сообщения пресс-службы губернатора региона Игоря Бабушкина о совещании, посвященном государственному празднику РФ "День защитника Отечества".
На тот момент сайту Кавказ.Реалии удалось собрать информацию лишь о 739 убитых уроженцах Астраханской области, в базе данных Русской службы Би-би-си и "Медиазоны" было 714 имен убитых астраханцев.
Мемориал был открыт 23 февраля. Накануне астраханская ГТРК "Лотос" выпустила репортаж о том, как были изготовлены плиты памятника, а несколько дней спустя телеграм-канал Om TV опубликовал два ролика, снятых на открытии мемориала. В этих трех видео в кадр попала большая часть плит, что позволило выписать выбитые на них имена и провести сверку.
Обнаружились имена 303 человек, о которых сайту Кавказ.Реалии ранее не было известно. Интерпретировать это число следует с некоторыми оговорками. Во-первых, некоторую часть имен на памятнике опубликованные видеоролики все же не позволяют "прочесть". Она невелика, но и не пренебрежимо мала – вероятно, это около 10–15% от общего числа.
Во-вторых, на памятнике выбиты лишь фамилии, инициалы и – при наличии – воинские звания военных. При таких скудных данных высок риск дублирования, особенно для носителей широко распространенных фамилий. В ходе сверки редакция придерживалась "консервативного" подхода и исключала тех, чье имя не удается с полной уверенностью считать "неуникальным". Например, если на памятнике упомянут "Иванов И. И., рядовой", а в списках сайта Кавказ.Реалии уже есть "Иван Иванов" (без отчества и воинского звания), то такую запись мы не добавляли, даже если "Иван Иванов", по полученным ранее сведениям, был выходцем из другого региона.
В-третьих, на плитах мемориала, возможно, есть ошибки. Это следует из того, что в ходе сверки обнаружены три предположительно дублирующиеся записи об убитых военных. Так, на плитах высечены имена рядового З. К. Гиниятулина и рядового З. К. Гиниятуллина, рядового Э. В. Поленицы и рядового Э. В. Поляницы, а также рядового У. К. Уриебаева и рядового У. К. Урисбаева. Скорее всего, в каждом из этих случаев речь идет об одном и том же человеке, а не о двух разных.
Информации о том, как и кем был составлен список для нанесения имен на памятник, нет. В отчете об открытии мемориала губернатор Астраханской области Игорь Бабушкин отметил, что работа по формированию списка будет продолжена совместно с госфондом "Защитники Отечества".
Наконец, даже 1112 записей на плитах мемориала – не полное число убитых военных из Астраханской области. Проиллюстрировать это можно с помощью анализа списков военных, чья фамилия начинается на букву "К". Она выбрана для примера, так как таких фамилий много, а видеоролики позволяют увидеть все высеченные на памятнике фамилии на "К" – их 162, из которых сайту Кавказ.Реалии ранее не было известно про 52 человек. В то же время на памятнике отсутствуют имен 18 человек из списка редакции.
Вероятно, мемориал в Астрахани – пока единственный в стране памятник такого рода, обобщающий данные на уровне региона; ранее они создавались на уровне не выше городов или районов.
- Число известных редакции Кавказ.Реалии погибших в Украине военных из числа уроженцев или жителей юга России и Северного Кавказа достигло 12484 человек – без учета около 850 захороненных на кладбище ЧВК "Вагнер" на Кубани. Это заведомо неполные данные.
- По подсчетам Русской службы Би-би-си и "Медиазоны", по состоянию на 28 февраля 2025 года поименно известно о 95 994 погибших в Украине российских военнослужащих.
- Мониторинг военных потерь, который ведет сайт Кавказ.Реалии, заведомо не позволяет установить их реальный масштаб. Дело не только в сокрытии потерь властями, хотя оно очень масштабно, – но и имеющаяся информация бывает крайне скудна. Это касается не только общей численности убитых, но и социально-демографических данных о них, а также данных, касающихся статуса, в котором они принимали участие в войне, сведений о воинских званиях, месте службы, месте гибели и т.п. По существу, мониторинг дает информацию не столько о потерях как таковых, сколько об их структуре, динамике и репрезентации в публичном поле.
Форум