В Ингушетии бывший полицейский, подвергшийся пыткам со стороны сотрудников ЦПЭ, четыре года не может добиться наказания для своих обидчиков. При этом пытавшие его силовики уже арестованы в рамках другого дела.
"Понял, что подразумевалось под словом 'поработай'"
Утром 22 февраля 2014 года сотрудника Управления экономической безопасности и противодействия коррупции (УЭБиПК) МВД Ингушетии Хасана Кациева вызвал замначальника полиции по оперативной работе Алишер Боротов. В кабинете руководства Кациева уже ждали представители ЦПЭ: начальник ведомства Тимур Хамхоев и трое оперативников.
"Боротов стал обвинять меня в вымогательстве денег у каких-то чиновников, а потом кивнул Хамхоеву, мол, забери и поработай с ним. Только оказавшись в ЦПЭ, я понял, что подразумевалось под словом 'поработай'", - вспоминает собеседник "Кавказ.Реалии".
На запястьях Хасана застегнулись наручники, его вывели на улицу, посадили в личную машину Хамхоева и увезли из Магаса в Назрань - в отдел Центра "Э".
Как только завели в помещение, начали бить по туловищу и в пах, ударили о бетонный пол, потом затащили в кабинет, надели на голову пакет, сняли наручники, завели руки за спину и обмотали их скотчем, вспоминает Кациев.
"Это длилось целый день, от меня требовали дать признательные показания о вымогательстве, но я отказался", - говорит он.
Позже за ним приехали сотрудники Управления собственной безопасности (УСБ) МВД и увезли его на освидетельствование - на состояние опьянения. Пострадавший полагает, что таким образом мучители решили получить свидетеля: врач, который проводил процедуру, потом показал, что на видимых частях тела у Хасана не было повреждений. Экс-полицейского действительно не били по рукам и лицу, поэтому медик и не заметил следов.
Позже пытки продолжились под "наблюдением" УСБ. Только ночью пострадавшего вновь доставили в отделение полиции в Магасе, где стали требовать или уволиться, или согласиться сотрудничать. И... внезапно отпустили.
Уже на улице он потерял сознание, двое сотрудников МВД дотащили его до машины брата. Очнулся он на следующий день в больнице Грозного.
Расследовал коррупцию и остался не у дел
Кациев связывает атаку на него с расследованием коррупционной деятельности сотрудников МВД, которое он проводил.
Так, в злоупотреблениях оказались замешаны и непосредственный начальник Кациева – Берсанов, и руководитель УЭБиПК Павленко, и замначальника полиции по оперативной работе Боротов, и начальник ЦПЭ Хамхоев. Они вымогали деньги у предпринимателей, утверждает собеседник "Кавказ.Реалии".
Хасан собирался представить собранные доказательства министру внутренних дел Ингушетии Александру Трофимову, но не успел. Когда Кациева увезли в ЦПЭ, все документы из его сейфа исчезли.
24 февраля 2014 года полицейского уволили из органов "по собственному желанию", подделав его подпись.
"В субботу меня избивают, а в понедельник, 24 февраля, увольняют якобы по собственному желанию. В это время находился в больнице, как я мог его подать?" - негодует он.
Пострадавший обратился в Следственный комитет, там по факту произошедшего возбудили уголовное дело по ст. 112 УК РФ (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью), однако обвинение никому не предъявили. Затем дело направили в МВД.
"Меня пытали сотрудники МВД, как можно им же давать расследовать это дело? – возмущается Кациев. – И это не их подследственность. На момент избиения я был действующим сотрудником, этим должен был заниматься Следственный комитет!"
Он требует переквалифицировать дело на статьи 126 (похищение человека, совершенное группой лиц с применением насилия) и 286 УК РФ (превышение должностных полномочий). Также Хасан намерен восстановиться в работе: служебная проверка показала, что он был уволен с нарушением закона.
"Дело застопорилось, хотя у меня есть медицинская экспертиза, подтверждающая наличие телесных повреждений, исследование на полиграфе, очные ставки с полицейским, который выводил меня со двора МВД, и коллеги, который сообщил моему отцу, что меня забрали в ЦПЭ. Но следователь Чербижев, который ведет это дело, делает все, чтобы его развалить!" - убежден мужчина.
В декабре 2016 года начальник ЦПЭ Тимур Хамхоев и его подчиненные были задержаны по подозрению в разбое. Им также предъявлены обвинения в пытках местного жителя Магомеда Далиева и его жены. В деле позже появились новые заявители, которые также пострадали от рук эшников.
Всего обвинения предъявлены восьмерым сотрудникам МВД, потерпевшими признаны 10 человек. Хасана Кациева среди них нет.
На прошлой неделе он приехал в Москву, где пикетировал Следственный комитет и Генпрокуратуру, пытаясь привлечь внимание к своему делу.
"Кстати, мои слова о коррупции подтвердились. И Берсанов, и Павленко уволены. А я, который все это расследовал, остался не у дел. Честные люди никому не нужны, это я сейчас понял", - с тоской отмахивается он.