Пятиэтажный дом в Ростове с 31 августа отключен от света, воды и электричества. Власти настаивают, что он аварийный, и призывают жильцов немедленно съезжать из центра на окраину города, предлагая необоснованные компенсации. Жильцы месяц не могут приготовить горячий обед, со стиркой и зарядкой устройств им помогают соседи – но съезжать большинство из них не собирается.
Почему многоквартирный дом, о ремонте которого жители просили власти с 2006 года, вдруг оказалось так важно снести, минуя формальные процедуры, и при чем здесь многоквартирный район, который вскоре вырастет по соседству – в материале редакции Кавказ.Реалии.
Еду готовят на костре
Жильцы дома по адресу Кривошлыковский, 4 уже больше месяца живут в режиме чрезвычайной ситуации, на которую никто не реагирует. Формально режим ЧС на территории пятиэтажки ввели еще в январе 2022 года, но в реальные проблемы для жильцов это превратилось спустя полгода. 31 августа в многоквартирном доме отключили воду и электричество, на следующий день остановилась и подача газа.
"Школьникам это 1 сентября запомнилось надолго: ни помыться, ни погладить вещи на линейку. На следующий день вырубили свет окончательно. 4 сентября отключили газ, но при этом отпилили не тот кусок трубы и оставили без газа на полтора дня две соседние многоэтажки. У нас самих ни газа, ни света, ни воды нет до сих пор", – рассказывает жительница аварийного дома Анна (имя изменено по просьбе героини. – Прим. ред).
Один день подвозят питьевую воду, а второй день – техническую
По свидетельствам жильцов, ни городская, ни районная администрации не подвозят воду регулярно два раза в день, как это должно быть при режиме ЧС. Кроме того, люди больше месяца лишены доступа к горячему питанию: его попросту не на чем приготовить. В четвертом доме на Кривошлыковском переулке, как и в любой другой ростовской панельке, живут груднички, старики, люди с инвалидностью.
"Один день подвозят питьевую воду, а второй день – техническую. Это значит: сегодня моетесь, пьете завтра", – сообщила юрист Ирина Якимыв.
В тяжелой ситуации жильцам аварийного дома пришлось всецело положиться на соседей. По словам собеседницы, люди из дома напротив вывешивают зарядки из окон, греют чай, стирают чужие вещи. Оставшимся без благ цивилизации посреди Ростова варят простую еду: в основном картошку и лапшу. В сети появилось видео, как во дворе на Кривошлыковском еду готовят прямо на костре.
"Все наши волонтерские организации как-то не выстроились в очередь, чтобы нам помочь. А люди, напомню, с 31 августа без воды, света, газа. Мы обращались к властям: "А вы не хотите нас покормить горячими обедами?". На нас смотрят, мило улыбаются и хлопают глазами", – продолжает Анна.
Жильцы дома самоорганизуются в стихийные акции протеста. 2 сентября сайт 161.ru опубликовал видео безмолвного флешмоба с пустыми ведрами, бутылками и тазиками.
Администрация Ростова долгое время вообще никак не комментировала ситуацию журналистам. В городском пресс-центре на все вопросы отвечали, что информация уточняется. Спустя почти неделю, 5 сентября, на сайте мэрии появилось сообщение о том, сколько жильцов уже согласились продать свои квартиры и заключили соглашения с администрацией.
Отключение света и воды в администрации объяснили "неисправностью в распределительном электрощите и течью в подводящем трубопроводе". Со ссылкой на газовиков чиновники сообщили, что подача газа приостановлена из-за аварии на подземном газопроводе.
"Во всех аварийных домах Ростова газ действительно отключен: из-за угрозы взрыва при обрушении. Но свет и воду людям оставляют, даже когда стены рушиться начинают. Газовики, водоканал и "Донэнерго" сперва аргументировали отключение, ссылаясь на администрацию Ростова. Сейчас вдруг выясняется, что это виновата управляющая компания – мне так сказали и в "Донэнерго", и в водоканале" , – рассказывает судебный представитель жильцов Ирина Якимыв.
"Нецелесообразно ремонтировать"
Отключение целого дома от коммуникаций стало кульминацией истории с принудительным расселением, которая началась два года назад – в августе 2020-го. Тогда жители Кривошлыковского, 4 узнали, что их дом признан аварийным и подлежащим сносу – решение об этом вынесла районная комиссия УЖКХ, которая провела экспертизу без ведома жильцов, хотя по закону процедуру инициируют либо по обращению жителей, либо по заключению государственной жилищной инспекции.
Как позже выяснится в суде, одним из заявителей о признании дома аварийным выступит представитель районной администрации, который вообще не имеет недвижимости в этом доме. В качестве обращения от жильцов власти представят старые документы, в которых они просят отремонтировать, а не снести их дом. У таких обращений есть регламентированные сроки ответа – тем не менее о них вспомнят только спустя полтора года.
Согласно данным первоначальной экспертизы (имеется в распоряжении редакции), второй подъезд дома признан аварийным, в нем имеется трещина, но износ всего здания при этом не превышает 54% – довольно скромный показатель для Ростова.
"Они нам говорят сейчас: почему вы не верите администрации? А мы же как порядочные люди верили: с 2006 года писали про эту трещину, сделали за свой счет экспертизу, передали результаты в межведомственную комиссию, ответ нам так и не пришел. В 2019 году мы читали, что фонд капитального ремонта на 2021 год ставит нас на очередь и будет ремонтировать нам кровлю, фасад. Мы такие счастливые были. А в августе 2020 года выходит постановление о признании дома аварийным и подлежащим сносу", – вспоминает Анна.
Не согласившись с таким развитием событий, одна из жительниц, заручившись помощью юриста, обратилась в Ленинский районный суд с требованием признать незаконным августовское постановление администрации города о признании дома аварийным.
В итоге Ленинский суд отказал в удовлетворении иска, но и в то же время запретил расселять людей до окончания судебных разбирательств.
В декабре 2020 года большой земельный участок по соседству от Кривошлыковского, 4 разделили на четыре поменьше. Тогда еще мало кто догадывался, что вскоре два из них перейдут в собственность крупного девелопера. В это же время на сайте администрации появился проект планировки и межевания этой территории. Из него ясно, что на месте, где стоит дом, готовятся построить микрорайон из высоток.
"Сроки не устраивали сити-менеджера"
Тогда же – в декабре 2020 года – еще до решения апелляционной и кассационной инстанции сити-менеджер Ростова Алексей Логвиненко приезжал на встречу с жильцами.
"У собственников квартир, которые не хотят жить в этом доме, жилье будет выкуплено по рыночной стоимости. Остальным гражданам городская администрация будет содействовать в проведении ремонта. Для этого необходима дополнительная экспертиза. Если по ее результатам выяснится, что дом можно восстановить, мы должны попытаться это сделать", – по итогам визита такая цитата сити-менеджера появилась на сайте мэрии.
К юридическим нарушениям при проведении экспертизы у Логвиненко вопросов не возникло, а виноватой сделали местную администрацию: главе Пролетарского района объявили выговор за "ненадлежащую информационную и разъяснительную работу".
Я пенсионер, инвалид, я не кредитую администрацию города в виде моей собственности на неопределенный срок
"Нам предложили подписать соглашение. В нем написано: ты продаешь квартиру, а потом получаешь деньги. Сколько придется этих денег ждать, там не обозначено. Я пенсионер, инвалид, я не кредитую администрацию города в виде моей собственности на неопределенный срок", – рассказывает одна из жительниц.
В разбирательства в судах продолжились. Апелляция оставила решение нижестоящей инстанции без изменений, параллельно форсируя выкуп квартир и время от времени отчитываясь о том, сколько собственников уже согласились выехать. Ленинский районный суд снял ранее наложенные обеспечительные меры, чтобы не препятствовать выкупу.
"Процедура изъятия квартиры очень длительная. Если изымается земельный участок с последующим выкупом квартир – это минимум полтора года. А так как у нас были еще обеспечительные меры, это могло затянуться на годы. Это, видимо, принципиально не устраивало нашего сити-менеджера", – продолжает Анна.
В июле 2021 года, по данным из Росреестра, два участка возле аварийного дома приобрел в собственность застройщик СМУ №1, дочернее предприятие "Росатома". Оба участка уже были переведены в зону многоквартирной застройки. Два соседних пока находились на балансе муниципалитета. Один из них отдан под размещение образовательных объектов – той самой "социальной инфраструктуры" для нового микрорайона, о важности которой последние несколько лет постоянно повторял глава администрации Ростова.
"Власть плюнула людям в лицо"
Тем, кто в конфликте встает на сторону городской администрации, по словам собеседников, предлагают повышенную стоимость выкупа.
"Они заплатили лояльным по 90 тысяч рублей за квадратный метр. У меня почему-то стоимость 83 тысячи, у моей соседки с шикарным ремонтом – 79 тысяч, у соседки на 5 этаже – 75 тысяч. А в нашем районе таких цен нет. Изъять квартиру? Изымайте – только по рыночной стоимости. А мне ее оценили как аварийную. Ко мне домой даже оценщик не заходил, стоял под окнами. Я у него спрашиваю, какие у меня окна? Он говорит, пластиковые. Смотрим в его опись, а там деревянные. Мы сделали свою экспертизу: разница в цене составила от 200 до 500 тысяч", – подчеркивает Анна.
В феврале 2022 года администрация прокомментировала размер выкупной стоимости жилья, подчеркивая, что компенсации на него будут выплачены исходя из стоимости аналогичных неаварийных квартир.
Трехкомнатная квартира в примерно том же районе при менее удачном расположении продается по 90-100 тысяч рублей за квадратный метр. При этом аналогичную трехкомнатную квартиру на Кривошлыковском (заключение оценщика имеется в распоряжении редакции) оценили в 78 тысяч за квадратный метр.
Такого скотства в нашем городе еще точно не было
"Наш дом в очень выгодном месте: напротив парка Островского, школы, детские сады, бассейн, стадион, рынки – все рядом. Мы вроде бы и в самом центре, но в то же время далеко от дороги. Такой вот "шоколадный" кому-то достанется. Люди платили налоги столько лет, чтобы содержать эту власть, а власть пришла и плюнула им в лицо. Ничего удивительного, это происходит не первый день и не в первый раз, но такого скотства в нашем городе еще точно не было", – делится собеседница.
По данным администрации, больше половины жильцов Кривошлыковского уже получили деньги за квартиры и покидают аварийное жилье. По оценке собеседников, в доме все еще живут без воды, газа и света 27 семей. Это сотни человек.
"Деньги на выкуп – это тайна"
В январе 2022 года в доме ввели режим ЧС. Администрация тогда сообщила, что это связано с риском обрушения всей конструкции. Независимое геодезистское исследование, однако, показало, что за полгода трещина разошлась примерно на полмиллиметра – это явно недостаточно для таких решительных мер, поскольку показатель укладывается в погрешность измерительных приборов.
Зимой дом пытались отключить от коммуникаций, но жильцы выставили во дворе ночных дежурных, которые не позволили перекрыть газ и воду. Весной кассационная инстанция отклонила иск – сейчас это решение пытаются оспорить уже в Верховном суде.
"Судья кассационной инстанции задавала очень неудобные для администрации вопросы: где написано, что дом нецелесообразно ремонтировать? В экспертизе на этот вопрос нет ответа. Покажите, почему вы из вариантов снос или реконструкция вы выбрали снос?", – вспоминает одна из участниц заседания.
Согласно данным первой экспертизы, на капремонт дома нужно порядка 80 млн рублей – это с учетом установки вентилируемого фасада. Без него его можно провести за 60 млн. Как сообщают в администрации, на выкуп только половины квартир уже потратили 134 млн.
"Деньги на выкуп – это тайна, покрытая мраком. Если это деньги из резервного фонда – это катастрофа, ведь есть случаи, когда у людей действительно горят и взрываются дома. И эти деньги точно нужны в бюджете. Естественно, ждать думу, чтобы выделить деньги – долго, поэтому у сити-менеджера есть возможность распоряжаться средствами резервного фонда – но не на выкуп квартир", – объясняет юрист, ведущий дело.
В администрации Ростова не стали комментировать, откуда город берет деньги на выплаты согласившимся переехать жильцам. С точки зрения закона, средства действительно могли выделить из резервного фонда – у сити-менеджера есть такие полномочия для устранения последствий ЧС.
"Сейчас, когда они опробуют на нас эту схему – а в Ростове каждый третий дом имеет трещину – то тогда будет так: у тебя есть трещина, хочу твою землю, вводим режим ЧС, пошел нафиг отсюда", – заключает местная жительница.
***
30 сентября в "Газпром газораспределение Ростов-на-Дону" в ответ на запрос заявили, что 5 сентября выездная бригада провела на месте аварийные работы. Однако газ у жильцов дома на Кривошлыковском так и не появился.
Форум