Шестая должность Адама Кадырова, очередное нападение на силовиков в Дагестане, бунт сотни подозреваемых в дезертирстве на Кубани и новые преступления военных в мирной жизни – об этом и не только в 233-м выпуске подкаста Кавказ.Реалии.
Слушайте подкаст там, где это удобно вам:
Нам важна ваша поддержка! В условиях ограничений на доступ к платформам в России ваша активность играет ключевую роль. Если вам удобно и безопасно, поставьте лайк, оставьте комментарий и подпишитесь на наш YouTube или Telegram. Это поможет нам продолжать работу и делиться важной информацией. Спасибо!
Адам Кадыров и его новая должность
17-летний сын главы Чечни Адам Кадыров получил новую – уже шестую – должность. Теперь он стал еще и секретарем Совета безопасности Чечни. Ранее этот пост занимал племянник Рамзана Кадырова Хамзат – именно он рассказал о работе ПВО над республикой 25 декабря, когда был сбит пассажирский самолет "Азербайджанских авиалиний". После этого глава Чечни не упоминал Хамзата в своих публикациях.
Судя по постам в телеграм-канале Совета безопасности, Хамзат Кадыров занимал пост секретаря как минимум до 7 апреля, но избегал появления в соцсетях после крушения самолета. О назначении Адама Кадырова на его место официально не сообщалось. Об этом стало известно 21 апреля из поста об очередном совещании представителей Совета якобы по поручению нового секретаря. Сам Адам Кадыров во встрече не участвовал.
На следующий же день Хамзат Кадыров объяснил свое молчание в соцсетях, но не отставку: "Чуть-чуть, да, завязал с Инстаграмом, так как аккаунты были заблокированы, не знаю, из-за чего. Может, из-за того, что активно пропагандировал спорт, что-то полезное показывал. Ну и бог с ним. Короче, тренируемся".
Совет безопасности Чечни был создан в 2012 году, его состав определяет глава республики. Это совещательный орган, он вносит предложения "по предупреждению и локализации чрезвычайных ситуаций в общем сегменте безопасности", следит за беспризорниками и участвует в выборе начальников среди силовиков и судей. В Совет входят председатель правительства республики, главы МВД, МЧС, управлений ФСБ, Минюста, таможни, военной комендатуры и комитета по контролю за оборотом наркотиков. Их работу в Совете и будет контролировать теперь Адам Кадыров.
По словам политолога Дмитрия Дубровского, в Чечне устанавливается "династия", которая может позволить себе делать все, включая назначение родственников на госдолжности.
"И совершенно это не смешно. Оттого, что Кадыров получил шестую должность и 25-ю медаль – это не становится цирком, это продолжает быть ужасом. К своим 18-ти годам он, видимо, должен вырасти в полномасштабного генерала. У нас есть такие исключения, но они все-таки не родственные. У нас есть явные любовницы министров, которые к 30-ти годам вырастают до генералов армии, которые ничем не командовали и ничего не знают. Но это все-таки исключения.
Это демонстративная накачка малолетнего родственника, которого готовят на смену, которая свойственна таким авторитарным режимам семейного типа. Где прямой родственник, наследник, готовится к занятию "трона" таким вот образом: он получает много всяких почетных наград, официальные позиции, чтобы потом естественно перейти уже в состояние "главы государства", – считает Дубровский.
Несовершеннолетний Адам Кадыров уже возглавляет отдел безопасности собственного отца, курирует МВД республики, воюющие против Украины батальоны Шейха Мансура и Байсангура Беноевского, а также "российский университет спецназа" в Гудермесе – там готовят наемников со всей страны. На каких условиях оформлен на госслужбу 17-летний сын главы Чечни и какой у него оклад – неизвестно.
Напомним, что стремительный взлет карьеры Адама Кадырова начался в 2023 году, тогда стало известно, что сын главы Чечни избил в грозненском СИЗО волгоградского студента Никиту Журавеля, которого арестовали за сожжение Корана. Несмотря на возмущения Рамзан Кадыров заявил, что гордится сыном – полиция ничего незаконного в действиях Адама не нашла. Помимо шести должностей в копилке подростка еще 16 медалей и званий – от "героя Чечни" до медали "Трудовая доблесть России".
Нападение на силовиков в Дагестане
В Дагестане – новое нападение на силовиков: пострадал один сотрудник, нападавший убит, заявили в полиции. Это уже четвертый подобный случай с начала года.
По официальной версии, полиция и Росгвардия проводили в Дербенте "комплекс мероприятий по профилактике и пресечению тяжких и особо тяжких преступлений" – власти объяснили, что такими проверками республика готовится к празднованию Дня Победы.
Когда силовики попытались остановить автомобиль для проверки, водитель наехал на одного из полицейских, начал стрелять и попытался скрыться. Его застрелили, пострадавшего сотрудника отправили в больницу, угрозы его жизни нет.
Позже появились подробности: телеграм-канал Mash сообщил, что убитый – якобы 21-летний Амир Мамедов, в открытых источниках сведений о нем найти не удалось. Глава Дагестана Сергей Меликов заявил, что у следствия "есть основания полагать", что убитый "разделяет взгляды" нападавших на церкви и синагоги в республике в июне 2024 года. Считают ли власти причастным нападавшего к тем событиям, не сообщается.
В феврале в Дербенте арестовали Магомеда Шахмагомедова – сына бывшего главы Табасаранского района Дагестана. Его обвинили в нападение на полицейского, якобы Шахмагомедов напился вместе с друзьями, а потом избили и отобрали оружие у сотрудника полиции, которого вызвали из-за шумной компании. В том же месяце в селе Хучни полицейские пытались задержать местного жителя, которого заподозрили в разбойном нападении на магазин. В итоге тот открыл стрельбу и был ранен ответным огнем. Четыре человека были убиты силовиками в марте – в Национальном антитеррористическом комитете заявили, что они якобы планировали нападение на МВД в Каспийске. Никаких доказательств этому в комитете не привели.
Побег военных в Краснодаре
Около ста военных, подозреваемых в оставлении части, устроили бунт на территории комендатуры Краснодарского гарнизона. Семерым удалось сбежать.
Военных держали под арестом на открытой, огороженной сеткой территории комендатуры. По словам супруги одного из них, подозреваемые месяцами живут в палатках при любой погоде, а отпускают оттуда зачастую за взятки, цитирует собеседницу телеграм-канал ASTRA. Это подтвердил и адвокат, который представляет интересы двух военных.
В итоге недовольство вылилось в беспорядки, но что именно требовали задержанные, неизвестно. Вечером 18 апреля, сразу после сообщений о попытке побега силовики оцепили территорию комендатуры, и, как утверждают в "Антивоенном комитете Кубани", стали просить администраторов крупных пабликов и СМИ "держать тишину в эфире". Официально в Минобороны, местном правительстве, МВД и прокуратуре случившееся не комментировали до сих пор.
Сразу после побега были задержаны четверо подозреваемых в дезертирстве. Еще троих вернули под арест на следующее утро, без ссылок на источник утверждает телеграм-канал "Краснодар Телетайп". Удалось установить личности только двух беглецов – это 39-летний уроженец Камчатского края Алексей Гирев и 37-летний Игорь Леонов из Адыгеи, выяснила "Медиазона" по снимкам с ориентировок. Гирев ранее был судим и фигурировал в базах розыска МВД как обвиняемый в угоне автомобиля, Леонов – по делу о самовольном оставлении части. Что сейчас происходит с военными, которых содержат на территории гарнизона, неизвестно.
Эту историю для нашей редакции прокомментировал правозащитник Иван Чувиляев из проекта "Идите лесом", где помогают избежать призыва или участия в войне против Украины. Чувиляев рассказал, что в российских законах в принципе нет положения о СПСОЧ – специальном пункте содержания солдат, обвиненных в самовольном оставлении части.
"Делами дезертиров занимается военная прокуратура, у которой нет своих СИЗО или тюрем. Им надо где-то держать большое количество людей. В Краснодаре, судя по всему, на это отдали всю часть. Они сидят набитые, как селедки в бочке, и ждут, когда закончится следствие. Но нужно помнить, что главная цель – отправить человека обратно на фронт любыми правдами и неправдами. Никто не хочет, чтобы человек получал реальный срок и ехал в колонию, это никому [в российской армии] не нужно, просто невыгодно", – говорит Чувиляев.
Факт принуждения к возвращению на фронт – в том числе через удержание – в Краснодарском крае носит массовый характер, это редакции подтвердили и в "Антивоенном комитете Кубани". Среди новых практик – возвращение на войну бывших бойцов ЧВК "Вагнер", уже покинувших зону боевых действий.
Преступления военных
На этой неделе стало известно о новых уголовных делах против участников вторжения в Украину. В одном случае так называемый доброволец совершил преступление еще до того, как попал на фронт, утверждает суд.
Речь идет о жителе оккупированного Донецка Сергее Клименко. По версии суда, в ноябре прошлого года он приехал в Краснодар, чтобы заключить контракт с Минобороны. Клименко поселили в гостинице "Кавказ" вместе с еще одним "добровольцем" – они выпили и подрались. В итоге несостоявшийся военный ударил оппонента кухонным ножом – тот скончался на месте. Сергея Клименко приговорили к 7,5 годам колонии строгого режима.
В Ставрополе под суд попал рядовой контрактник из Кабардино-Балкарии. Его обвинили в вымогательстве и причинении вреда здоровью, что повлекло смерть человека. Фамилия погибшего – Лысаков.
Известно, что подозреваемый подписал контракт в феврале 2024 года и участвовал в войне против Украины – этот факт, а также ранение на фронте защита пыталась преподнести суду как обстоятельство для смягчения меры пресечения. Несмотря на это, суд оставил контрактника под арестом до 16 мая, он находится там с 19 марта. Обстоятельства дела пока неизвестны.
В военном суде оказалось и дело Рустама Баймурзаева, жителя города Лермонтов Ставропольского края, который не имеет отношения к армии. Его обвиняют в убийстве, совершенном группой лиц – среди них якобы и был неназванный военный. При этом адвокат настаивает, что Баймурзаев не убивал, но, напротив, пытался остановить военного, с которым вместе выпивал. Тот якобы и напал на человека. Суд проигнорировал позицию защиты и оставил Баймурзаева под арестом.
Другие подробности случившегося не приводятся, однако в один день с задержанием жителя Ставрополья – 25 декабря – в Лермонтове двое местных жителей забили бетонным блоком своего 26-летнего знакомого. Дело завели по той же статье: об убийстве группой лиц. Связан ли Баймурзаев с этой историей, неизвестно.
Подпишитесь на подкаст Кавказ.Реалии:
Форум