Массовые аресты потрясли Саудовскую Аравию. За один вечер 4 ноября задержаны десятки высокопоставленных персон. Среди них оказался известный на весь мир бизнесмен аль-Валид бен Талал Аль-Сауд – тот самый, который накануне обсудил с представителями Рамзана Кадырова налаживание рейсов Грозный – Джидда и оказание благотворительной финансовой помощи Чечне.
Всего в немилость попали 11 принцев, 4 действующих министра и десятки бывших министров королевства. Такого еще не было в истории аравийской монархии.
Официальная причина арестов – коррупция. Задержанных обвинили во взяточничестве, вымогательствах, отмывании денег, использовании государственных средств для личных целей и др.
При этом соответствующий орган, Верховный комитет по борьбе с коррупцией, был создан по указу короля Саудовской Аравии в тот же вечер – за несколько часов до объявления об арестах. Возглавил комитет сын короля и наследник престола Мухаммад бен Салман.
Долгий провальный путь к миллиардам бен Талала
За два дня до "ночи длинных ножей", как ее назвали СМИ по аналогии с расправой Гитлера над политическими противниками в 1934 году, в Саудовской Аравии состоялись переговоры бен Талала с премьер-министром ЧР Абубакаром Эдельгериевым. Это стало как минимум третьей встречей саудовского инвестора мирового уровня с руководством Чечни.
Еще в ноябре 2016 года глава республики Рамзан Кадыров увиделся с бен Талалом в ОАЭ и пригласил его в гости к себе в Грозный. Принц доехал до Чечни лишь в сентябре 2017 года. Тогда продолжилось выпрашивание инвестиций: Кадыров ознакомил гостя с макетом строительства многофункционального высотного комплекса "Ахмат-Тауэр", возводимого в Грозном, и макетом Международного центра сил специального назначения, строящегося в Гудермесе. В ответ принц выразил готовность принять участие в гуманитарном и инвестиционном сотрудничестве. И вот, в ходе встречи 2 ноября наконец были озвучены конкретные проекты.
Как сообщил Кадыров, стороны договорились о включении Чечни в программу благотворительности "Кингдом холдинга" - ведущей инвестиционной компании, которую возглавляет бен Талал. Отдельная договоренность была достигнута в сфере привлечения инвестиций. Принц также выразил заинтересованность в управлении гостиничным комплексом в строящейся башне "Ахмат-Тауэр" и решил рассмотреть возможность налаживания прямого регулярного авиасообщения между городами Грозный и Джидда авиакомпанией "Flynas", акционером которой также является "Кингдом холдинг".
В Грозном уже начали готовить списки школ и больниц, которые нуждаются в финансировании. Их предполагалось вручить благотворителю бен Талалу, да не успели: счета принца заморожены, выезд из королевства ему запрещен. Соответственно, теперь его деньги не смогут добраться до Кадырова.
И зря старались доброжелатели Рамзана Ахматовича, осыпая его инстаграм выражениями восхищения и благодарности в ответ на новость об очередной встрече с бен Талалом.
"Спасибо Саудовской Аравии за инвестиции в Чеченскую Республику", "восхищаюсь нашим Главой!!!", "видимо, встречи Рамзана Ахматовича с высшим руководством КСА не прошли зря для Чечни…", - писали обрадованные пользователи.
Казалось бы, деньги выпросить удалось – но тщетно. Долгие усилия руководства Чечни по налаживанию контактов с богатым принцем пропали даром.
"Откуда у тебя всё это?"
Арест бен Талала огорчил не только чеченское руководство. Наблюдатели ожидают, что случай с миллиардером негативно скажется на работе многочисленных компаний, которые существуют за его счет. Так, опальный принц владеет акциями в международных банках Citigroup и Banque Saudi Fransi, компаниях Apple и Twitter, конгломерате новостных и развлекательных изданий Time Warner (куда входят идательство журналов Time и телеканал CNN), производителе фильмов 21st Century Fox, отелей "Четыре сезона" в Париже и "Плаза" в Нью-Йорке и др. (полный список приводит агентство "Рейтер").
Накануне своего ареста 62-летний бен Талал был помещен на 45-ю строчку в списке журнала Forbes самых богатых мужчин мира. Его состояние оценивается в 18 миллиардов долларов.
"Откуда у тебя всё это?" - задает вопрос саудовская газета "Ыказ" на первой странице в выпуске от 6 ноября и добавляет: "Помним, помним 4-й день ноября", что отсылает читателя к фильму о борьбе с диктаторским режимом "'V' значит Вендетта" (одной из ключевых фраз героя в маске революционера Гая Фокса было "помним, помним 5-й день ноября" (в русском переводе фильма – "помним не зря 5-й день ноября")).
Такая надпись, видимо, призвана отразить реакцию саудовского общества, которое в целом приветствовало решительный шаг руководства страны по борьбе с коррупцией.
Но как отмечают аналитики, за противодействием взяточничеству скрывается простая работа будущего короля, принца Мухаммада бен Салмана, по устранению конкурентов среди влиятельных фигур в королевстве. Ведь несмотря на его назначение наследником, авторитет старших и опытных принцев, немалое число которых не одобряет его политику, мог бы помешать ему сосредоточить власть в своих руках.