Бывшему члену Совфеда от Карачаево-Черкесии Вячеславу Дереву предъявили обвинение в мошенничестве в особо крупном размере – ему вменяется незаконный возврат из бюджета почти 120 миллионов рублей.
Речь идет о махинациях при строительстве животноводческих комплексов в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах. Дерев проходил раньше свидетелем в данном деле, но 4 марта следователи назвали политика главным подозреваемым и на следующий день доставили на самолете в Москву.
За арестом Дерева может стоять действующий сенатор от КЧР Рауф Арашуков. Он считается давним соперником семьи Деревых и оспаривает их влияние на черкесские общественные организации.
Дерев с 2006 года является главным спонсором и покровителем первичной черкесской организации "Адыге Хасэ" в КЧР. Однако Арашуков тоже пожелал принять активное участие в этом, что было встречено с большой долей недоверия со стороны Деревых.
Действительно, казалось нелогичным желание Арашуковых вклиниться в руководство "Адыге Хасэ" - в 1999 году, когда черкесы хотели привести в кресло главы республики Станислава Дерева (старшего брата Вячеслава), семья Арашуковых проявила пассивность.
В 2010 году активность Арашукова была особенно высокой. Как рассказывают жители Хабеза, он пришел в кабинет к Дереву и попросил выдать ему "удостоверение лидера черкесского народа". Однако Дерев отказал ему в этом.
После этого произошли два громких убийства – Фраля Шебзухова и Аслана Жукова. Если убийство Шебзухова считают результатом конкуренции – якобы Арашуков претендовал на кресло премьер-министра КЧР, но вместо него хотели назначить Шебзухова, - то с убийством Жукова до сих пор мало что понятно. По неподтвержденным сведениям, между Жуковым и Арашуковым произошла перепалка в кругу знакомых и Жуков словесно оскорбил Арашукова. Через некоторое время после этого – в марте 2010 года – неизвестный застрелил Жукова из пистолета с глушителем.
В свою очередь Арашуковы категорически отвергают все обвинения и указывают на то, что все члены банды, расправившейся с Шебзуховым, были этническими карачаевцами.
В декабре 2017 года Следственный Комитет КЧР задержал Рустама Копсергенова, который обвиняется в организации покушения на Шебзухова. По неподтвержденным данным, Копсергенова сначала допрашивали в управлении ФСБ, где он сознался, что у него была устойчивая преступная группировка, которая организовала не только убийство Шебзухова по заказу Арашукова, но и убийство советника президента КЧР Ислама Крымшамхалова.
Однако в тот же день Копсергенова перевели из ФСБ в Следственный комитет. А СКР опроверг заявления о заказчике убийства Шебзухова и о причастности группы к убийству Крымшамхалова.
Казалось, после ареста Копсергенова инициатива находится в руках Дерева. Тем более, что его сын Эдуард возглавил Адыге-Хабльский район КЧР по решению руководителя республики Рашида Темрезова в августе 2017 года.
Однако передача дела Копсергенова в суд затянулась, а позиции Деревых оказались шаткими. В частности, в январе 2018 года Дерева-младшего взяли под стражу в Москве из-за нарушения подписки о невыезде. Под подпиской он находился по делу 2012 года: полицейские остановили в Черкесске свадебный кортеж Дерева с флагами "Адыгэ Хасэ" - инцидент закончился дракой со стрельбой. Дело приостанавливали, но в сентябре 2017 года возобновили.
9 марта срок содержания Дерева-младшего под стражей истекает. Ожидалось, что он вернется в республику и продолжит руководить Адыге-Хабльский районом. Также предполагалось, что сторонник Деревых займет должность главы Хабезского района.
Хабезский и Адыге-Хабльский районы – единственные муниципальные образования КЧР, где компактно проживают черкесы. Деревы таким образом сменили бы Арашуковых, в чьих руках ключевые посты в регионах.
Однако арест Вячеслава Дерева может полностью поменять расклад. Если экс-сенатор действительно будет осужден за манипуляции со стоимостью строительных работ, а его сын – за сопротивление полиции, то Арашуковы могут попробовать вернуть Адыге-Хабль под свое влияние.
Оба клана уже не могут скрывать, что находятся в конфликте. Сторонники Арашукова упрекают сторонников Дерева в начале конфликта. Они считают, что у Арашукова не оставалось другого выхода после того, как на съезде "Адыге Хасе" 30 августа от него потребовали отставки с должности сенатора.
Оппоненты Арашукова указывают, что они требуют всего лишь исполнения закона и наказания убийц Шебзухова и Жукова.