Дом Хаджи-Умара Мамсурова в селении Ольгинском сам по себе ценности не представляет. Таких полуразрушенных зданий в республике сотни, а в стране – тысячи. Однако официально это дом-музей генерала, не просто легенды Второй Мировой войны, а еще и возможного прототипа Роберта Джордана в романе Эрнеста Хемингуэя "По ком звонит колокол".
Сейчас в дом-музей экскурсии не водят. Там грязно, дурно пахнет и смотреть нечего. На прошлой неделе на состояние музея обратили внимание специалисты Национального музея Северной Осетии, чьим подведомственным учреждением он является.
"Мы очень много мусора вывезли, три грузовика, - рассказали "Кавказ.Реалии" в музее. – Но его, конечно, все равно надо приводить в порядок". Все, что в музее было ценного, сейчас хранится в школе селения Ольгинского.
В музее говорят, что не могут проводить там никаких работ без согласования с дочерью генерала, а она делать ничего не разрешает. Даже мусор удалось вывезти чисто случайно, воспользовавшись тем, что она попала в больницу.
"По факту филиал нашего музея перестал работать с 2003 года. Мы отметили юбилей трех самых известных осетинских генералов – и все", - объяснили в музее.
Сосед Мамсурова, проживший на этой улице 25 лет, стыдится того, что о великом "полковнике Ксанти" все забыли.
"Мы хотим, чтобы мы и наши младшие знали историю этого человека, - говорит Олег Дзгоев. - Я думаю, что это лицо не только нашего села и республики, но и всей страны".
Гораздо в лучшей ситуации сейчас – здание Союза композиторов Северной Осетии во Владикавказе. Его председатель Ацамаз Макоев считает, что оно не разрушится от дуновения ветра. Однако репетировать под дождем из прохудившейся крыши – тоже не дело: несколько недель назад в одном из помещений рухнул потолок.
"Последний ремонт здесь был в 2000-м году, - рассказал "Кавказ.Реалии" Макоев. – С тех пор, конечно, здесь многое надо подлатать: укрепить стены, перестелить чердак. Нет, капитальный ремонт нам не нужен, однако в нашем бюджете не предусмотрены средства и на эти работы".
По словам Макоева, есть спонсоры, готовые оказать финансовую помощь. Однако не безвозмездно: взамен они хотят часть здания.
А само здание – особо ценное. Оно было построено в стиле модерн в 1908 году архитектором Грозмани из отборного красного кирпича барона Штейнгеля с использованием декоративного мелкого булыжника и естественного камня. Оно расположено в самом центре столицы Северной Осетии и привлекательно для инвесторов.
Также стоит отметить, что много лет назад Союз композиторов "приютил" Национальный эстрадный оркестр под управлением Николая Кабоева, оставшийся без помещения после пожара в 1997 году.
По словам Ацамаза Макоева, Минкульт республики обещал оказать Союзу композиторов посильную помощь. Однако проблема в том, что общественная организация не является подведомственной Минкульту, а значит рассчитывать на помощь со стороны ей не приходится.
Главное, чего опасаются композиторы – это традиционных майских дождей, которые не только зальют все здание, но и, возможно, уничтожат элементы декора, которым уже исполнилось 110 лет.
Исторических зданий, внезапно забытых людьми и чиновниками, в Осетии десятки. Некоторым из них повезет, и они попадут в бюджет республики. Другие, как, например, старинный Музей истории Владикавказа, согласятся на помощь инвесторов в обмен на часть здания. На месте третьих спустя несколько лет мы в лучшем случае найдем лишь памятную табличку.