Военное следственное управление по Южному военному округу отменило регистрацию заявления о привлечении к ответственности губернатора Ростовской области Василия Голубева. Ранее активисты организации "Быть услышанным" обвинили его в дискриминации, превышении должностных полномочий и принуждении к сделке из-за введения обязательного ношения масок.
Активисты считают, что таким образом грубо были нарушены их права. Политики заявили, что напряженность в обществе провоцируют нелогичные действия властей. Юристы воздерживаются от комментариев.
Оскорбление личного достоинства
Общественное заявление о преступлении было передано в следственные органы 18 августа – его подписали 285 жителей Ростовской области. Согласно тексту документа (имеется в распоряжении редакции), правозащитники усмотрели нарушение прав и свобод в коронавирусных ограничениях, которые подписал Василий Голубев в апреле прошлого года. Они заявили, что эти меры противоречат Всеобщей декларации прав человека, Нюрнбергскому кодексу, Конвенции о правах человека и биомедицине, Резолюции Парламентской ассамблеи Европы от 2021 года и нескольким статьям Конституции.
"Граждане подвергаются насилию на территории Ростовской области за естественное право дышать свободно воздухом. Граждан принуждают покупать лицевые маски (не предоставляются безвозмездно) и проходить лабораторное исследование материала на новую коронавирусную инфекцию, которое не проводится на безвозмездной основе", – сказано в заявлении.
Председатель ростовской правозащитной организации "Быть услышанным" Павел Сагайда рассказал Кавказ.Реалии, что заявление подписали люди, которые устали жить в ограничениях.
"Люди хотят свободно посещать те или иные организации. У нас дошло до того, что мы в суд не можем пройти на процесс – это прямое нарушение гласности. Например, сегодня меня удалили из Ленинского районного суда, потому что я якобы неправильно надел маску, на нос. А это нарушило конституционное права человека, который попросил меня представлять его интересы в суде. Я считаю, что власти пользуются ограничениями в своих интересах – без слушателей судебные заседания проходят совсем по-другому", – сказал он.
По мнению собеседника, каждый человек должен сам решать, носить ему маску или нет. Он заявил, что не доверяет официальной статистике по коронавирусу и не считает маски доказанным средством профилактики заболевания.
Они должны были провести проверку и вынести постановление либо о возбуждении уголовного дела, либо об отказе в возбуждении
"В Конституции есть статья 21, где сказано, что достоинство личности охраняется государством. Вот я, например, считаю, что ношение маски оскорбляет мое личное достоинство. Я не специалист в этой области – идет пандемия или нет, я не доверяю этой статистике. Если власти считают, что происходит пандемия, так пусть введут режим ЧС, возьмут на себя финансовые обязательства и обеспечивают население всем, чем положено. А если необходимости в ЧС нет, зачем вы делаете то, что делаете?" – заявил Сагайда.
Как ранее рассказал собеседник, он пытался подать заявление о преступлении дважды – в первый раз ему отказали в регистрации. Во второй он смог добиться выдачи талона-уведомления, заявление было зарегистрировано. Однако позже ему пришел ответ из военного следственного управления о том, что оперативный дежурный нарушил должностную инструкцию, выдав талон.
"Согласно пункту 20 инструкции, заявления и обращения, которые не содержат сведений об обстоятельствах, указывающих на признаки преступления, не подлежат регистрации и не требуют процессуальной проверки. В связи с допущенными нарушениями в отношении оперативного дежурного назначено проведение разбирательства", – сказано в ответе, который есть в распоряжении Кавказ.Реалии.
При этом следователи сообщили, что уведомят о результатах рассмотрения заявления правозащитников.
"В законодательстве нет и не может быть такой процедуры, как отмена, это прямое превышение должностных полномочий. Они должны были провести проверку и вынести постановление либо о возбуждении уголовного дела, либо об отказе в возбуждении. У нас не государство, а королевство кривых зеркал, которое не выполняет собственные нормативные акты, включая Конституцию. Думаю, такое решение связано с давлением Следственного комитета, прокуратуры и правительства области", – убежден Павел Сагайда.
"Худшее, что можно сделать"
Опрошенные редакцией Кавказ.Реалии юристы отказались комментировать обоснованность заявления, связанного с ограничительными мерами из-за коронавируса. Некоторые из них сказали, что будущего у такого заявления нет, другие – что требования, высказанные в документе, неадекватны реальности.
"Я считаю, что это несколько безумное заявление в период, когда общественность борется с вирусом, но могу понять, почему до этого дошло – действия наших властей действительно вызывают вопросы, это не может не раздражать людей", – сказал один из адвокатов, пожелавший остаться анонимным.
Это несколько безумное заявление в период, когда общественность борется с вирусом, но могу понять, почему до этого дошло
Наибольший шквал негативной реакции у жителей Ростовской области в период пандемии вызвало последнее ужесточение коронавирусных ограничений. В начале августа в регионе официально ввели пропуск по QR-кодам – без сертификата о прививках, справки о перенесенном ковиде или отрицательного ПЦР-теста запретили посещать рестораны, МФЦ, отделения банков, "Почту России" и фитнес-центры. Кроме того, в области снова отменили плановое оказание медпомощи, если это не угрожает жизни человека.
С просьбой проверить законность таких мер в прокуратуру обратился депутат Законодательного собрания Ростовской области Дмитрий Величко. В заявлении он указал, что новое постановление может противоречить нормам Конституции и федеральному закону о местном самоуправлении. Ограничение оказания медпомощи незаконно, а последствия такого решения невозможно спрогнозировать, заявил депутат.
"Если вы запрещаете людям работать – оплачивайте, если вы вводите обязательное наличие ПЦР-теста – оплачивайте, ведь это же так просто и по-человечески справедливо! Где документ с новыми мерами поддержки для закрытого вами бизнеса? К массовым протестам вы, значит, подготовились заранее, а поддержка – не ваша забота?" – написал на своей странице в фейсбуке Дмитрий Величко.
Через сутки после ужесточения ограничений и шквала критики губернатор Василий Голубев ввел послабления – разрешил посещать без справок банки и "Почту России".
"Учитывая многочисленные обращения жителей, в постановление, принятое вчера, внесены некоторые изменения… Я так же, как и вы, надеюсь, что этот вынужденный период ограничений не будет затяжным", – заявил Голубев в инстаграме.
По мнению кандидата в депутаты Госдумы от партии "Яблоко" Александра Рябчука, непоследовательность – худшее, что могут сделать властные структуры.
Ковид используется эффективно, только когда надо оппозицию приструнить
"Власть находится под двойным ударом – с одной стороны, это все ковид-диссиденты и антипрививочники, которые говорят, что никакие ограничения не нужны. С другой стороны, находятся здравомыслящие люди, которые скажут, что нелогично проводить массовые мероприятия (на День города. – Прим. ред.). Ковид используется эффективно, только когда надо оппозицию приструнить, а в действительности он показал, что наша власть не способна адекватно реагировать и действовать логично. Конечно, в обществе будет расти напряжение из-за этой непоследовательности", – сказал Рябчук в беседе с Кавказ.Реалии.
***
В середине августа, уже после ужесточения ковидного режима, администрация Ростова-на-Дону объявила о выделении почти 12 млн рублей на празднование Дня города, который запланирован на 11 сентября. Однако городские власти получили предписание Роспотребнадзора, из-за которого все массовые мероприятия пришлось отменить. Через три дня глава администрации Ростова Алексей Логвиненко заявил, что праздник все-таки состоится – власти отменили только гала-концерт на главной площади, остальные фестивали, в том числе международный джазовый фестиваль, остаются в силе.
В Ростовской области зафиксировано уже более 120 тысяч больных коронавирусом. За период пандемии здесь из-за вируса скончались около 5,8 тысячи человек – Ростовская область является лидером по смертности после центральных регионов (Москвы, Подмосковья и Санкт-Петербурга). Донские власти объясняют это новой волной коронавируса, врачи – несовершенством статистической системы.