"Единая Россия" провела предварительное внутреннее голосование – праймериз. Их победители должны войти в партийные списки для выборов в Государственную думу, которые состоятся в сентябре. Однако в большинстве регионов участники праймериз подобраны таким образом, что конкуренции среди них нет, отмечают эксперты.
Среди российских парламентских партий праймериз регулярно пользуется только "Единая Россия". Впервые технология была опробована в 2007 году, но тогда процедура была сугубо внутрипартийная: голосовать за кандидатов могли только члены региональных отделений, а результаты праймериз не разглашались.
В 2009-м "Единая Россия" сделала праймериз обязательным этапом выдвижения кандидатов. Их стали применять даже на выборах муниципального и регионального уровней.
Теперь в праймериз в буквальном смысле заставляют участвовать: сотрудники государственных учреждений из разных регионов сообщают, что до них не только "доводят информацию" о возможности голосования, но и требуют отчёта в виде скриншотов. В образовательных учреждениях, кроме того, учителя, пытаясь увеличить явку, просят голосовать и "лояльных" родителей.
"Идея хорошая, но её обгадили"
Из реального рабочего механизма, разработанного на самом деле сильными идеологами, сделали политический спектакль с заранее известными акторами и заранее подготовленным сценарием, а зрители проаплодировали ещё до окончания спектакля, комментирует прошедшие праймериз партии власти политолог Сергей Кулагин.
Известно, что на Ставрополье дали установку рисовать всем одномандатникам более 65 процентов
"Праймериз для "Единой России" – это дополнительный пиар партии на старте избирательной компании, – объясняет Кулагин. – И очень хороший механизм по проверке региональных элит на прочность и стабильность, на кого можно делать ставку, на кого нельзя. От этого зависит политическое будущее на несколько лет. Известно, что на Ставрополье дали установку рисовать всем одномандатникам более 65 процентов [голосов]. Но на первоначальном этапе праймериз будет перепроверка элиты, насколько она будет лояльна и насколько управляема".
Кулагин отмечает, что ни для кого не секрет, что партия будет натягивать явку всеми возможными способами.
"И один из этих способов уже предопределен – это голосование заранее подготовленных людей в определенном месте в определенное время. Бюджетников заставляют, трудовые коллективы, хотя у людей это вызывает только отвращение. Я считаю, что праймериз в России должны быть исключительно внутрипартийной фишкой, пусть даже и публичной. А так получается, что они разыгрывают политический спектакль с огромной тратой денег", – подчеркивает политолог.
По словам эксперта, в то же время есть и те, кто "искренне" голосует во время праймериз. Это и общественники, и политики из других партий, и обычные жители, прежде всего те, которые поддерживают путинскую политику.
У нас в стране действительно есть люди, которые поддерживают партию большинства
"В данный момент у нас президент деполитизирован, но он один из тех, кто стоял у истоков этой партии, – объясняет Кулагин. – Кроме того, голосуют и те, кто поддерживает деятельность [министра обороны Сергея] Шойгу, он один из основателей той платформы, с которой это всё начиналось. Да, у нас в стране действительно есть люди, которые поддерживают партию большинства, и понимают, что она предопределяет политику на ближайшие пять лет. Но их всё равно не так много, поэтому явку партийные руководители праймериз, конечно, натягивают, это уже давно ни для кого не секрет".
Кулагин называет праймериз "действительно хорошей идеей", но говорит, что "на Ставрополье их обгадили". Он приводит в пример Хабаровский край, где праймериз проходят совершенно по-другому, потому что губернатор – координатор регионального отделения ЛДПР, и, соответственно, там нет давления административного ресурса.
"Я считаю, что некий итог вранья со стороны региональных отделений партии власти может привести к плачевному результату в сентябре текущего года. Период пандемии показал, что власти не могут реагировать на нужды граждан так, как на Западе. И наши жители это видят. На этом фоне "Единая Россия" как правящая партия очень сильно просела в позициях. Сегодня многие участники праймериз боятся показывать, что они в партии большинства. Конечно, у неё уже нет такой глобальной поддержки. Того проекта, который был разработан президентом – сначала духовные скрепы, потом "Крым наш" – уже нет", – резюмирует собеседник Кавказ.Реалии.
"Единороссоюгенд"
Вся система голосования выстроена таким образом, чтобы среднему россиянину максимально усложнить электоральную процедуру, так как для участия в праймериз надо регистрироваться на Госуслугах, объясняет другой аспект праймериз политический редактор осетинского сайта "Основа" Руслан Тотров.
Проще вообще ничего не делать, чем пытаться отдать свой голос и тратить на это время
"Это та манипуляция, которую обычный средний россиянин может не осилить. И я ни в коем случае не хочу в уничижительном ключе говорить о технических способностях наших соотечественников, я говорю о реальных вещах. Власти сделали всё, чтобы процедура стала сложной, непонятной и проще было махнуть рукой и сказать: "Гори оно всё синим пламенем, мне проще вообще ничего не делать, чем пытаться отдать свой голос и тратить на это время", – говорит журналист.
С другой стороны, продолжает Тотров, сам институт праймериз в России и в Осетии – "веселая условность" и "возможность составить реестр лояльных своих сторонников". При этом, по мнению собеседника, быть официальным "сторонником "Единой России" – это "разделять человеконенавистнические взгляды".
"Вспомним самые вопиющие законы, которые инициировали и продвигали представители этой партии – закон Димы Яковлева, пенсионная реформа, закон о добровольном изучении родных языков. Совершенно понятно, что "Единая Россия" – это главный орган законотворческого человеконенавистничества в нашей стране, и быть ее сторонником, на мой вкус, как минимум отвратительно, а как максимум говорит о каком-то конформизме подрастающего поколения, – считает Тотров. – Праймериз – это несвежий пряник, которым хотят поманить молодёжь: помимо нескольких тяжеловесных ожидаемых фигур в списке можно увидеть довольно много молодых людей, которых одурманили шулеры из партии "Единая Россия" и привлекли в свои ряды как члена или сторонника".
Как отмечает Тотров, "ничто не ново под луной и такой "единороссоюгенд" пытались создать ещё в виде "Молодой гвардии". В то же время тому, что количество участников праймериз за десять лет уменьшилось, тоже есть объяснение, добавляет осетинский журналист.
Участвовать в праймериз - это практически выписать себе желтый билет в прекрасной России будущего
"Ассоциироваться с "Единой Россией", то есть участвовать в праймериз этой партии – это практически выписать себе желтый билет в прекрасной России будущего, когда "Единой России" как партии уже не станет, и ее идеологам и функционерам придется отвечать за идеологические преступления против народа России. Я думаю, это время придёт рано или поздно", – заявил Тотров.
Как он подчеркивает, утверждать, что бюджетников принуждают голосовать "мы не можем, хотя прекрасно это понимаем" – документальных доказательств этому нет, однако информация об этом поступает из совершенно разных источников.
Быстрый социальный лифт?
Праймериз в идеале должны быть естественным продолжением и развитием предыдущей партийной деятельности региональных и местных отделений, но в реальности на голосовании возможно появление ранее не особо активных кандидатов, обладающих большими кадровыми и мобилизационными ресурсами, объясняет политтехнолог Сергей Смирнов.
"Именно они и могут создать интригу на выборах, – говорит эксперт. – Что же касается беспартийных участников нынешних праймериз, то они едва ли сыграют существенную роль – в отличие от 2016 года, когда беспартийные члены ОНФ не просто активно участвовали в праймериз "Единой России", но зачастую и побеждали на них".
Пойти на избирательный участок вместо того, чтобы на весь уик-энд уехать на дачу - это совсем другое дело
Праймериз, по словам Смирнова, как и сами выборы, отражают настроение политически активных людей, которые в них участвуют.
"Именно поэтому их результаты не совпадают с результатами соцопросов. Ведь одно дело сказать, что в ближайшее воскресенье готов проголосовать за ту или иную партию или кандидата, и совсем другое – пойти на избирательный участок вместо того, чтобы на весь уик-энд уехать на дачу", – указывает собеседник.
По его мнению, число участников праймериз ежегодно уменьшается потому, что в самом начале российских выборов многие наивно думали, что выборы – это просто, а участвовать и даже побеждать в них легко.
"То же самое было и в отношении праймериз, которые воспринимали как быстрый политический лифт. Но даже сейчас на некоторых округах заявлялось до полутора десятков участников. Поэтому интерес к участию в праймериз достаточно велик", – заключил Смирнов.
"Неожиданности случаются, но не на Кавказе"
Праймериз "Единой России" – не совсем то, что практикуется в тех же США, где эта процедура имеет обязывающую силу. Хороший результат на "предварительном смотре" в "ЕР" вовсе не гарантирует попадание в партийный список или выдвижение по одномандатному округу.
Последнее слово остается за партийным руководством при поддержке общего съезда, объясняет старший научный сотрудник Высшей школы экономики и основатель северокавказской исследовательской группы Евгений Иванов. Он перечисляет несколько причин, по которым праймериз "нужен "Единой России".
Лучше скандал во время майских праймериз, который не привлечет много внимания, чем провал на сентябрьских выборах
"Во-первых, это позволяет найти слабые места. Лучше [произойдет] скандал во время майских праймериз, который не привлечет много внимания, чем провал на сентябрьских выборах, которые будут в центре политической повестки, – говорит Иванов. – Во-вторых, через праймериз можно отобрать перспективных кандидатов. Если потенциальный избранник умело работает с аудиторией и имеет собственный рейтинг, то для партии это означает экономию ресурса. Иногда это просто рекрутинг местных активистов на перспективу, формирование кадрового резерва".
В-третьих, по мнению Иванова, предварительный отбор позволяет зайти в избирательную кампанию до официального объявления о старте предвыборной гонки: кому-то нужна раскрутка, кому-то практика, поскольку в условиях дефицита публичной конкуренции многие кандидаты за время простоя теряют хватку.
В-четвертых, как указывает собеседник, праймериз нередко преподносят как "фишку" "Единой России", отличающую её от других партий.
По словам Иванова, праймериз, безусловно, в какой-то степени отражают мнение граждан, но надо понимать, что в них участвует ядерный электорат "ЕР" – партийный актив и бюджетники.
"Правда, "ЕР" стремится повышать явку на праймериз, чтобы придать им больший "вес" и легитимность, а также получить более устойчивые результаты социального замера, не искаженного фальсификациями, которые на праймериз, к сожалению, случаются так же, как и на обычных выборах", – отмечает эксперт.
В то же время неожиданности на праймериз случаются, говорит Иванов. В 2016 году около 50 действующих депутатов не прошли предварительный отбор, и партия не выдвигала их в Госдуму. Так было с Алексеем Пушковым, который перешёл в Совет Федерации, и Валерием Фадеевым, который впоследствии возглавил Общественную Палату, а затем Совет по правам человека при президенте.
На предыдущих думских праймериз в Чечне действующий депутат Шамсаил Саралиев не выиграл голосование, а занял второе место в рейтинге
"В регионах Северного Кавказа сюрпризы случаются реже. Здесь хуже работают социальные лифты для общественников и политиков, не встроенных в местные правящие круги. Существует также высокая управляемость электоральными процедурами на всех этапах. Но даже в таких условиях на предыдущих думских праймериз в Чечне действующий депутат Шамсаил Саралиев не выиграл голосование, а занял второе место в рейтинге, что впрочем не помешало ему попасть в итоговый список и пройти в Госдуму. На Северном Кавказе довольно много молодых активных ребят, поэтому, если дать им больше свободы в рамках праймериз, конкуренция заметно вырастет, а вместе с ней повысится непредсказуемость результатов", – подчеркивает собеседник.
Всего, по данным газеты "Коммерсант", в качестве кандидатов праймериз "Единой России" в этом году зарегистрировались больше 5,5 тысячи человек. Из них 52% — члены "ЕР", 15% считаются сторонниками партии, но не состоят в ней. Средний возраст кандидатов составляет 41 год.
Из 336 действующих депутатов Госдумы в предварительном голосовании участвовали 228. Это 67% от их общего числа. В предыдущий раз в 2016 году таковых было 193 человека. Около 50 из них выиграть праймериз не смогли.