В Берлине у Бранденбургских ворот завершил свою работу месячный круглосуточный "Лагерь демократии", организованный оппонентами режима Владимира Путина в России. Одним из главных его мероприятий стал день памяти жертв первой и второй чеченских войн и борьбы за права человека на территории современной Чечни.
Корреспондент Радио Свобода в Берлине Юрий Векслер встретился с одним из организаторов протестного лагеря Владимиром Папковым:
– Мы открывали [в день памяти жертв войн] выставку. Она была посвящена геноциду чеченского народа, памяти жертв. Были ужасные сцены разрушенных бомбёжками чеченских городов. Разрушенных, к сожалению, бомбёжкой из российских самолётов. Какое-то было очень символичное начало чеченского дня.
Было выступление немецких экспертов; людей, которые уже десятки лет помогают здесь, в Германии, тем, кто вынужден был бросить свою родину. Подчеркну, что на территории Европейского союза сейчас [живут] порядка 200 тысяч чеченских беженцев. Из них не менее 50 тысяч – на территории Германии.
Когда мы здесь громко во всеуслышание говорили о проблемах, которые привели чеченцев сюда, конечно же, было очень важно услышать в том числе выступление Ахмеда Закаева, премьер-министра правительства чеченской республики Ичкерия в изгнании.
Министр иностранных дел Ичкерии Аминат Саииева подготовила огромную справку о юридическом состоянии дел с независимостью Чечни. Она перед всеми собравшимися еще раз напомнила о соглашении, о мирном договоре 1997 года, который был подписан [президентами России и непризнанной Ичкерии] Борисом Ельциным и Асланом Масхадовым.
– Чечня на момент подписания Масхадовым договора – чем она была для Ельцина? Частью России или независимым государством?
– Ельцин поставил свою подпись под документом, в котором Чечня представлена как независимое государство. Ельцин, подписав этот договор, признал независимость Чечни. Но потом ей бомбами указал, что Россия готова убивать, но не готова развивать демократию.
Здесь очень интересное такое воспоминание прозвучало, когда выступал Александр Черкасов (председатель Совета правозащитного центра "Мемориал"; российские власти внесли организацию в список иностранных агентов, она с этим не согласилась. – Прим. ред.).
Мы должны понимать, что гражданское общество Чечни находится сейчас полностью за пределами республики
Выступавший до него Ахмед Закаев попросил возможности что-то ещё сказать и добавил: "Александр, мы же с вами 18 лет не встречались ни на одной площадке". То есть 18 лет спустя мы создали возможность, чтобы они встретились на одной площадке.
Было, конечно, очень важно нам самим убедиться в том, что мы говорим о проблемах чеченцев с участием самих чеченцев. Подчеркну, чеченцев-демократов. То есть мы должны понимать, что гражданское общество Чечни находится сейчас полностью за пределами республики.
Если мы говорим о чеченских демократах, то мы говорим действительно о людях, с которыми мы готовы вместе жить здесь в Европе. Мы готовы здесь с ними строить совместное будущее и России, безусловно.
Сергей Гуриев (профессор экономики парижского Института политических исследований. – Прим. ред.) выступал 8 мая на нашем завершающем мероприятии, на последнем тематическом дне. Кроме Гуриева выступал также Леонид Волков. То есть как представители команды [оппозиционера Алексея] Навального, так и живущие давно за границей известные российские экономисты здесь выступали на нашей площадке.
***
Как ранее сообщал Кавказ.Реалии, в последнее время из Европы регулярно выдворяют чеченцев, которые ищут там защиты в статусе политических беженцев. Некоторые из них потом пропадают без вести, оказавшись в руках кадыровцев.
Один из последних таких примеров – выдворение из Франции общественника Магомеда Гадаева, который впоследствии исчез в Чечне. До высылки он успел дать редакции интервью о том, как и почему оказался в Европе.
Работающие во Франции неправительственные организации несколько недель назад выпустили заявление, осуждающее решение властей о депортации Гадаева. Документ подписали представители "Комитета Чечни" и французского отделения Amnesty International.