Госдепартамент США указал на бездействие властей России в ситуации с многочисленными нарушениями прав человека в стране. Среди регионов, упомянутых в ежегодном докладе, особо подчёркивается безнаказанность силовиков в Чечне – регион упоминается в исследовании 48 раз. В то же время нельзя утверждать, что президент Владимир Путин потерял контроль над руководителем республики Рамзаном Кадыровым, уверены опрошенные сайтом Кавказ.Реалии эксперты.
Среди нарушений прав человека в России, упомянутых американским внешнеполитическим ведомством, – внесудебные убийства, похищения, пытки, опасные для жизни условия пребывания в заключении, акты мести политическим оппонентам за рубежом, жёсткие ограничения свободы слова, преследования религиозных меньшинств и диссидентов, насилие в отношении журналистов, лишение граждан возможности менять состав правительства мирным путём посредством справедливых выборов, коррупция на всех уровнях исполнительной власти и др. "[Российским] правительством не были приняты соответствующие меры с целью выявить совершивших нарушения чиновников, расследовать преступления и привлечь виновных к ответственности. Это приводит к созданию атмосферы безнаказанности", – констатирует Госдеп.
Бессильный омбудсмен
Когда за расследование пытаются взяться международные и неправительственные организации, местные власти редко помогают им в этом. Более того, деятельности таких объединений на Северном Кавказе, "особенно в Чечне", чинят жёсткие препятствия. Что касается российского уполномоченного по правам человека Татьяны Москальковой, то её функции "очень ограничены", добавляют авторы доклада, а независимость региональных омбудсменов зачастую подрывают местные чиновники.
"Москалькова фактически не предпринимает никаких значимых шагов, – констатирует в беседе с Кавказ.Реалии Олег Орлов, председатель Совета правозащитного центра "Мемориал" (российские власти внесли "Мемориал" в список иностранных агентов, "Мемориал" с этим не согласился. – Прим. ред.). – Она посылает какие-то запросы, ей отвечают, что якобы всё прекрасно. Она говорит, мол, что я могу поделать – такие данные предоставили. Неужели это такая структура для галочки? Москальковой дают информацию, а она её проверить не может, обладая полномочиями и имея большой штат сотрудников. Почему тогда правозащитники, журналисты могут проверять, хотя не имеют таких полномочий?"
Рассказывая о ситуации с правами человека на Северном Кавказе, Госдеп ссылается на данные российских правозащитников и информационных ресурсов, включая "Мемориал", "Новую газету", "Кавказский узел", телеграм-канал 1ADAT. Согласно докладу, местные чиновники нередко демонстрируют враждебность к их деятельности, считая её непатриотичной и несущей угрозу безопасности страны.
Пытки, похищения и убийства
На Северном Кавказе проблема пыток и избиений подозреваемых является "особенно острой", отмечают в докладе. При этом наиболее часто силовики используют методы, ориентированные на сокрытие следов преступления (электрошок, удушение, растягивание, давление на связки и суставы). "По большей части это физическое избиение человека плюс пытки электрическим током. Как правило, избивают черенками от лопат, трубками, наполненными водой. В последних случаях видимые следы на теле не остаются", – комментирует замечание Госдепа о стремлении силовиков бить "незаметно" Магомед Аламов, руководитель северокавказского отделения "Комитета против пыток".
С декабря 2018-го по январь 2019 года в рамках кампании против геев в Чечне были незаконно задержаны и подвергнуты истязаниям по крайней мере 40 человек, из них двое погибли от пыток, отмечается в документе. Кроме того, на Северном Кавказе в целом в первой половине 2020 года 14 человек погибли в столкновениях с силовиками, из них семеро – в Дагестане, по три человека – в Кабардино-Балкарии и Ингушетии.
Похищения на Северном Кавказе совершаются в основном по двум причинам: из-за политики и из-за денег, резюмируют авторы доклада. С апреля по октябрь 2020 года в Чечне силовики похитили более 1500 человек, включая бывшего модератора телеграм-канала 1ADAT Салмана Тепсуркаева. В ноябре 13 человек были похищены в чеченском Гудермесе и отвезены в секретную тюрьму.
За исключением Северного Кавказа, власти в целом соблюдают установленные законом ограничения сроков задержания, говорится в документе. Наиболее тревожной названа ситуация в Чечне, где люди зачастую неделями находятся в СИЗО без решения суда о временной мере пресечения (по закону положено не более 48 часов).
Есть ли эффект от зарубежной критики?
Хотя в последние годы США и страны ЕС неоднократно вводили санкции против главы Чечни Рамзана Кадырова и его окружения, жалоб на пытки не становится меньше, резюмирует Аламов. Количество обращений из республики в "Комитет против пыток", по его словам, остаётся почти на одном уровне.
"Я более чем уверен, что такие доклады влияют на ситуацию в целом, потому что в любом случае правительство Российской Федерации должно прислушиваться к международному мнению. Но отражается ли это на уменьшении или на увеличении числа заявлений о пытках и применении другого незаконного насилия? Пока нет", – поясняет руководитель северокавказского отделения "Комитета против пыток".
Скорого улучшения ситуации с правами человека в России мартовский доклад Госдепартамента США не принесёт, подтверждает Орлов. Однако он рад тому, что в последние годы и в Европе, и в Соединенных Штатах наконец-то стали столь активно говорить об обстановке на Северном Кавказе, чего не было со времен войны в Чечне.
Когда разные акторы на разных площадках говорят об одном и том же, не замечать этого становится невозможно
"Это связано, во-первых, с тем, что мы, разные правозащитники, журналисты на протяжении длительного времени все вместе об этом говорим, – считает собеседник. – Всё это оказало кумулятивный эффект: когда разные акторы на разных площадках говорят об одном и том же, не замечать этого становится невозможно. Кадырову и его ближайшему окружению ни холодно ни жарко от этого. А вот российскому руководству, конечно, неприятно, когда говорят, что на их территории существует анклав полного бесправия людей. Вряд ли это нравится Кремлю. Через это, вполне возможно, и будет оказываться воздействие".
Как отмечает Орлов, международная активность, связанная с расследованием сообщений о беспределе в Чечне, снизилась в связи с пандемией коронавируса. Например, ещё в начале 2020 года в Совете Европы впервые состоялась специальная сессия по Чечне с заслушиванием жертв и свидетелей правонарушений. Спецдокладчик должен был ехать в Чечню, но карантинные меры усложнили перемещения между странами. По этой же причине сорвались и поездки на Северный Кавказ комиссара по правам человека в Совете Европы Дуни Миятович и других докладчиков и должностных лиц. Снятие ограничений позволит возобновить эту деятельность активнее, чем раньше, прогнозирует председатель Совета "Мемориала".
Доклад и санкции. Что дальше?
За несколько дней до публикации доклада Госдепа о нарушениях прав человека Европейский совет ввёл санкции против России из-за пыток критиков власти и представителей ЛГБТ-сообщества в Чечне. Эти меры, предполагающие запрет на въезд в Евросоюз и блокировку банковских аккаунтов на его территории, коснулись начальника полиции Аргуна Аюба Катаева и вице-премьера республики, командира СОБР "Терек" Абузайда Висмурадова.
В декабре 2020 года Минфин США внёс в санкционный список чеченский футбольный клуб "Ахмат", Фонд имени Ахмата Кадырова и бойцовский клуб "Ахмат" – на основании "Глобального акта Магнитского", который Вашингтон использует для преследования лиц, заподозренных в нарушении прав человека. Это решение эксперты назвали ударом по посредникам Кадырова – пресечением финансовой деятельности, которую глава Чечни ведёт за рубежом через третьих лиц.
Ограничительные меры против самого Кадырова и членов его семьи напрямую Госдеп ввёл в июле 2020 года – "за многократные грубые нарушения прав человека" на протяжении "более десяти лет". В "списке Магнитского" Минфина США глава Чечни оказался ещё раньше, в декабре 2017 года.
"Санкции могут быть самые разные, – поясняет Олег Орлов. – Другое дело, что у любого государства, международной структуры, включая Евросоюз, всегда должны оставаться какие-то возможности для их ужесточения. Потому что если сразу применить максимально суровые меры, тогда оказывать влияние уже будет невозможно. Именно поэтому никто сразу все жёсткие санкции никогда не применяет, но возможны самые разные шаги в этом направлении".
Линия контроля: Путин, Кадыров и кадыровцы
С утверждением, что Чечня не подконтрольна федеральным властям России, не согласны оба собеседника.
"Скорее наоборот. Всё, что там происходит, случается, как я считаю, с молчаливого согласия федеральных властей", – констатирует руководитель северокавказского отделения "Комитета против пыток" Магомед Аламов.
По мнению Орлова, на ситуацию следует смотреть комплексно: с одной стороны, целый ряд федеральных структур действительно почти не контролирует Чечню. Это и Следственный комитет РФ, и МВД страны, которые при этом имеют формальных представителей в республике. "Но кому подчиняется полк патрульно-постовой службы в Чечне? Понятно же, что не министру внутренних дел, а Кадырову и только Кадырову. То же самое и с Росгвардией с её жестко выстроенной иерархической системой. Мы же прекрасно понимаем, что местные структуры Росгвардии имеют отношение в первую очередь к Кадырову, а не к [директору федеральной службы Росгвардии] Золотову".
Это дает Путину карту в рукаве, когда кадыровцы вроде бы сами по себе, а Кадыров лично предан ему и готов выполнить любой его приказ
Таким образом, уместно говорить, что Кремлю подчиняется сам Кадыров, а сами эти структуры федеральными властями не контролируются. Но именно такой расклад выгоден президенту России Путину, уверен Орлов: "На мой взгляд, Путин сознательно устраивает такую структуру, где Чечня, как он считает, подчиняется только ему и больше никому. И ему выгодно, что местные силовики выведены из-под влияния других силовых структур. Это даёт ему карту в рукаве, когда кадыровцы вроде бы сами по себе, а Кадыров лично предан ему и готов выполнить любой его приказ. Поэтому не совсем правильно говорить, что Путин потерял контроль над Чечнёй. Государство – да. Но Путина, который руководит государством, это устраивает".
К слову, в Кремле не согласились с выводами исследования Госдепа о нарушениях прав человека в России. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков свёл эту критику к характеру связей между Вашингтоном и Москвой: "В зависимости от того периода, в котором находятся двусторонние отношения, острота этих фраз то повышается, то снижается".
А в Совете Федерации и вовсе посчитали, что целью американского внешнеполитического ведомства при составлении доклада была отнюдь не забота о правах человека, а желание "деструктивно" повлиять на предстоящие выборы в Госдуму.