Ссылки для упрощенного доступа

"У вас так принято". Как полиция выдает беглых кавказских девушек


22-летняя жительница Тюмени Милана Магомедова пытается начать самостоятельную жизнь без родителей – уроженцев Дагестана. Но полиция помогает последним преследовать дочь. Девушка изначально не искала огласки, но несколько дней назад ситуация вышла из-под контроля.

Милана жила в Тюмени со своими родителями Мусой и Гюллисер Магомедовыми, а также с младшими братом и сестрой. Отец занимается строительным бизнесом, мать – учительница, пишет Радио Свобода.

Дальше тут сидеть смысла нет, надо бежать

Как рассказала сама Милана, её воспитывали в строгих кавказских традициях: ей не разрешали работать, выходить из дома без разрешения, родители настойчиво подыскивали ей мужа. Более того, в семье постоянно были скандалы, на Милану иногда поднимали руку: "Мать могла резко начать меня оскорблять, однажды взяла сковородку и ударила по голове", – рассказывает девушка. Милана училась на стоматолога, но через год забрала документы, чтобы перейти в другой институт: решила, что не хочет учиться в навязанном родителями вузе. Она рассказывает, что дома её ждал скандал, отец ударил её, грозил, что отправит в родное село в Дагестане, где она вообще не получит никакого образования. "Я хотела пойти работать хоть на кассе в "Леруа Мерлене", мне не разрешали, – вспоминает Милана. – Из-за этого всего друзей у меня не было, кроме одной подруги. Кто будет дружить с девочкой, с которой невозможно прогуляться? Я начала понимать, что дальше тут сидеть смысла нет. Надо бежать".

В конце прошлого года Милана познакомилась в интернете с 32-летним уфимцем Владиславом Хоревым, он создал в интернете игру – "виртуальную новеллу" о том, как некая дагестанка сбежала от родителей. Молодой человек решил помочь девушке бежать из дома и в конце декабря прилетел в Тюмень. Бежать Милана хотела за границу, боялась, что родители найдут её в России, а загранпаспортов у них не было. У неё тоже не было паспорта, она тайком получила его в декабре и сразу после Нового года ушла из дома с заранее собранными вещами. Молодые люди долетели до Москвы, а оттуда вылетели в Турцию – на тот момент это была одна из немногих стран, открытых для россиян.

Погуляв по Стамбулу, Владислав и Милана решили вернуться в Россию, в Санкт-Петербург, где жил на тот момент Влад, тем более что сотрудники полиции написали Милане, что родители объявили её в розыск.

Милана Магомедова и Владислав Хорев в Стамбуле
Милана Магомедова и Владислав Хорев в Стамбуле

В Питере Владислав снял Милане квартиру, она начала искать работу и написала объяснение в полиции. Через тюменский МВД информация о том, что Милана находится в Петербурге, попала к родителям. 18 января Гюллисер Магомедова сообщила, что прилетает в Питер. Милана хотела встретиться с матерью на нейтральной территории, но потом всё-таки пригласила её на съёмную квартиру. В первую же ночь в квартире появился отец девушки и «какой-то друг семьи», они силой заставили её поехать с ними, отец ударил Милану. В распоряжении редакции есть аудиозапись этого эпизода.

Спасли от вербовки

Владислав Хорев
Владислав Хорев

Милана успела сообщить Владиславу, что за ней приехали, он тут же позвонил в УМВД по Приморскому району Петербурга, сказав, что его подругу пытаются похитить родственники. Полицейские якобы съездили по вызову, но ничего странного не увидели. Тем временем Владислав подъехал к дому и наблюдал, как Милану вывели из подъезда и посадили в машину. Он сфотографировал автомобиль (фото есть в распоряжении редакции) и проследовал за ним к другому адресу, ещё раз позвонив в полицию. Полицейские подъехали на второй адрес и отвезли Милану с родственниками и в 37-й отдел полиции УМВД по Василеостровскому району Санкт-Петербурга, попросив Владислава проследовать с ними (в распоряжении редакции есть копия объяснения, которое он дал лейтенанту полиции Достовалову).

"В полиции сначала выслушали отца, потому что он не хотел меня оставлять, потом поговорили со мной, – рассказывает Милана. – Я им объяснила свою точку зрения, они говорят: "Хорошо, что ты такая самостоятельная, но ты же понимаешь, что он [Владислав] – вербовщик". Приехал сотрудник из Центра Э, говорил, что это стандартная схема вербовщиков. Спрашивали, в каких мы отношениях. Я им объяснила, что мы изначально условились, что мы друг другу никто, что я просмотрела его телефон и ноутбук, у меня есть фото его документов, что я никаких денег ему не должна и к религии никакого отношения не имею, просто, кроме Турции, я больше никуда не могла поехать. Потом я им говорю, хорошо, пусть Хорев вербовщик, но я не хочу уезжать с родителями. Примите у меня заявление, что эти люди меня забирают насильно. А один из них говорит: "Милан, ну ты же понимаешь, что у вас так принято".

Начали меня спрашивать, какое я имею отношение к исламу, какая у меня религия

Как рассказал РС Владислав Хорев, его в это время опрашивал сотрудник Центра Э Дмитрий Громов: "У меня был загранпаспорт Миланы, мы договорились, что если её попытаются похитить, то я заберу её и мы улетим куда-то. Им это показалось подозрительным, они начали меня спрашивать, какое я имею отношение к исламу, какая у меня религия. В итоге этот Громов говорит, что если я не отдам загранпаспорт операм, то у меня будут проблемы, потому что то, что я делаю, подпадает под категорию торговли людьми".

Документы Миланы сотрудники полиции отдали её отцу, как и саму Милану. Девушку увезли в Тюмень.

"Когда я приехала домой, я думала, что будет какая-то беседа, меня хотя бы расспросят, что случилось. Мне с первого дня начали угрожать, что если ещё раз сбежишь, мы тебя увезём в Дагестан, что там не будет ни учёбы, ничего, что я всех опозорила и лишила будущего и себя, и братьев, и сестёр. Моя тётя, папина сестра, говорила, что, если меня вывезут в Дагестан, меня легко будет убить, что никто обо мне не вспомнит, всё спишут на несчастный случай, что никто даже не будет разбираться, и вообще там есть специальное кладбище для таких, как я, – рассказывает Милана. – Я думала, что я знаю своих родителей, я не представляла, что мне будут угрожать убийством, что будут угрожать, что положат в психушку". Перспектива убийства могла быть вполне реальной: убийства по мотивам чести на Кавказе по-прежнему обыденное дело, местные правоохранительные органы такие преступления расследуют крайне неохотно.

Девушка рассказывает, что ей удалось обмануть бдительность родителей: она пообещала, что не будет больше сбегать из дома, и начала ходить к психологу, "подлечить нервы". По её словам, психолог встал на её сторону, сказав матери, что никакого душевного заболевания у Миланы нет, чем подорвал доверие Гюллисер.

Если меня вывезут в Дагестан, меня легко будет убить, что никто обо мне не вспомнит

10 февраля Милана сбежала снова – в одной пижаме, без денег, телефона и документов. Владислав помог ей добраться до Екатеринбурга, где корреспондент РС познакомил её с адвокатом Фёдором Акчермышевым. Не доверяя обычным ОВД, Фёдор с Миланой обратились в ГУ МВД по Свердловской области. Милану сняли с розыска. Она нашла себе жильё и подала заявление об утрате паспорта.

Родители не унимались. По словам Миланы, они буквально забрасывали тюменское МВД заявлениями о пропаже Миланы. Когда материалы из екатеринбургского МВД попали в Тюмень, они тут же оказались в руках родителей. Фёдору Акчермышеву начала звонить Гюллисер Магомедова, убеждавшая его не помогать дочери: она, мол, психически больная, у неё даже и справка есть. Звонила она и Владиславу Хореву.

Заключение тюменского психотерапевта. Никакого диагноза в нём не обозначено (публикуется с разрешения Миланы Магомедовой)
Заключение тюменского психотерапевта. Никакого диагноза в нём не обозначено (публикуется с разрешения Миланы Магомедовой)

По словам Миланы, её двоюродный брат Шамиль Раджабов работает в тюменском МВД, от своих однокурсниц она узнала, что он опрашивал их по факту её пропажи. Милана считает, что именно через него к её родителям "утекли" личные данные Влада и адвоката Акчермышева. Более того, когда Милана с адвокатом пришли в очередной раз писать объяснение в полицию, оперативный сотрудник обмолвился, что мать Миланы приезжала по адресу, который Милана оставляла в первый раз, но никого там не нашла. Оно и понятно: Милана не стала сообщать, где на самом деле проживает.

Помимо устных заявлений о пропаже дочери родители Миланы пожаловались, что её похитил Владислав Хорев – к нему также наведались сотрудники полиции, но Миланы у него дома не нашли. После заявление написали на адвоката Акчермышева – мол, он тоже похитил их дочь. Проверки по заведомо ложному доносу также проводиться не стали.

Дагестанская осада ОВД

Милана Магомедова в Стамбуле
Милана Магомедова в Стамбуле

23 марта Милана с Фёдором Акчермышевым приехали в отдел миграции за паспортом девушки. "Всем выдают паспорта, я называюсь – и они начинают: надо печать поставить, надо подписать. Мы поняли, что вызвали оперов. Опера приехали, мы пытались проскользнуть к машине, а опера нас перехватили". В семь вечера Милана с адвокатом приехали в екатеринбургский отдел полиции №7 – писать очередное объяснение, что адвокат Акчермышев не похищал девушку.

Как рассказывают адвокат и Милана, во время опроса в отделе появились сотрудники ГУ МВД Екатеринбурга, нехотя показавшие документы. Это были майоры Алексей Сединкин и Марина Трубина – они проводили проверку по факту похищения Миланы. Во время разговора с ними в кабинет ворвался незнакомый Милане "нерусский мужик": “Начал выволакивать Фёдора Фёдоровича в коридор: "Пошли поговорим". Все сотрудники просто стоят, – рассказывает Милана. ­– Они вышли, а эти [Сединкин и Трубина] продолжили меня опрашивать как ни в чём не бывало. Потом Фёдор Фёдорович отбился, вернулся и начал на них наезжать, а они дали заднюю, мы, типа, не знаем, кто это".

Паспорт я так и не получила. Что делать дальше, не знаю

В этот момент с Фёдором Акчермышевым связался корреспондент РС, адвокат подтвердил, что неизвестный применил к нему физическую силу на глазах сотрудников полиции. На место приехали журналисты местных изданий "Вечерние ведомости" и е1, которые обнаружили у входа в отдел автомобили с тюменскими и дагестанскими номерами, а также и мужчин, которые, вероятно, караулили Милану. В это время один из полицейских сообщил девушке, что с ней хочет поговорить её мать. Милана от встречи отказалась.

Обращение Миланы Магомедовой и Фёдора Акчермышева
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:06:57 0:00

Видеообращение, которое Милана Магомедова и адвокат Фёдор Акчермышев записали в ОП №7 Екатеринбурга

После того, как журналисты начали фотографировать приехавших за Миланой людей, те уехали. Милана и Фёдор Акчермышев после пяти часов осады в отделе полиции улизнули от преследователей. "Паспорт я так и не получила, – говорит Милана. – Что делать дальше, не знаю. Наверное, пока залягу на дно, страшно даже на улицу выходить".

PS Спустя два дня после публикации статьи Милана Магомедова и адвокат Фёдор Акчермышев нашли фотографии человека, напавшего на них в 7 отделе полиции Екатеринбурга. Им оказался один из руководителей Управления уголовного розыска ГУ МВД по Свердловской области Магомедимин Курбанов. Фёдор Акчермышв сообщил РС, что подал жалобу на Курбанова в свердловские ГУВД и Следственный комитет.

Магомедимин Курбанов, полковник полиции, Управление уголовного розыска ГУ МВД Свердловской области (слева)
Магомедимин Курбанов, полковник полиции, Управление уголовного розыска ГУ МВД Свердловской области (слева)

Радио Свобода

XS
SM
MD
LG