Ссылки для упрощенного доступа

"Стыдно". Почему Кавказ – в хвосте рейтинга по качеству образования?


День знаний в Грозном, Чечня, 2020 год
День знаний в Грозном, Чечня, 2020 год

Худшее в России школьное образование – на Северном Кавказе. К такому выводу пришли авторы совместного исследования Рособрнадзора и Федерального института оценки качества образования. Что же препятствует полноценной учебе подрастающего поколения в регионе? Об этом – в материале Кавказ.Реалии.

Ингушетия, Дагестан, Чечня, Карачаево-Черкесия и Кабардино-Балкария плотно разместились в последней пятерке. Возглавляют же список Санкт-Петербург, Москва, Ленинградская, Калининградская и Ярославская области.

Где самое качественное образование, выясняли не только по результатам итоговых экзаменов допандемийного 2019 года, но и по работе госслужащих, отвечающих за учебные заведения.

"Как они используют современные подходы в управлении школами. Как в школах используются компьютеры и лабораторное оборудование, сколько выпускников поступают в колледжи и вузы своего региона и многое другое", – пояснил "Российской газете" руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев.

Для наглядности сравним некоторые показатели Ингушетии, аутсайдера списка, и лидера – Санкт-Петербурга:

  • Результаты обучения школьников: 6,9 балла против 93,6
  • Использование лабораторного оборудования: 11,9 балла против 88,6
  • Использование компьютеров: 7,6 балла против 94,8
  • Поступление в вузы своего региона: 43,7 балла против 94,3
  • Объективность оценочных процедур: 23,5 балла против 73,5

Как вспоминает правозащитница из Ингушетии, сотрудница проекта "Правовая инициатива" Зарина Саутиева, во время ее учебы в школе существовала проблема с выходом в интернет, не хватало необходимых книг в библиотеке. Среди других барьеров на пути к знаниям она называет недостаточность энтузиазма к процессу обучения как у учеников, так и у учителей.

Дети понимают, что зачастую их дальнейшая судьба не зависит от успехов в школе

"Мотивация у школьников формируется плохо. Во-первых, как бы хорошо они ни учились, эти достижения не вознаграждаются. Например, несмотря на мою отличную учебу, министерство образования региона ни разу не дало мне возможности поучаствовать в конференциях и олимпиадах за счет бюджета. Во-вторых, дети понимают, что зачастую их дальнейшая судьба не зависит от успехов в школе: шансы выпускника получить высшее образование за пределами республики даже при хорошей учебе напрямую связаны с материальным положением семьи", – говорит собеседница Кавказ.Реалии.

В этой связи Зарина Саутиева упоминает высокий процент безработных в Ингушетии. Республика регулярно оказывается первой с конца в рейтингах трудоустройства. К примеру, минувшей осенью доля официально незанятых в регионе превысила 30% от населения. Наряду с Ингушетией в хвосте того списка разместились Чечня, Дагестан, Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия – аутсайдеры рейтинга по качеству образования. Это иллюстрирует взаимозависимость между двумя показателями.

"Для Дагестана находиться на такой низкой строчке вдвойне стыдно, потому что во все полтора века своего существования он был центром науки и образования на Кавказе, – комментирует образовательный рейтинг общественно-политический деятель Руслан Курбанов. – Чтобы довести Дагестан до такого состояния, чиновники должны были постараться. Это 30 лет тотальной коррупции, воровства, клановой борьбы, когда воровали до последней копейки, вплоть до детского питания и подмены сливочного масла пальмовым".

К слову, в феврале директор школы в дагестанском Каспийске Джафар Агаев был пойман "с поличным". Силовики обнаружили в багажнике его машины пакеты с овощами, мясом, соки. На видеозаписи мужчина признается, что берет продукты из школы во второй раз.

На детей падает штукатурка, из щелей поддувает зимой. На уровне коровника

"Плюс в Дагестане существует такая проблема, как бюджетная дискриминация, – продолжает Курбанов. – То есть когда у власти находились представители определенного клана, они финансировали школы, социальную инфраструктуру только в своих районах. Когда приходили другие кланы, они выделяли средства только для своих. Это привело к тому, что у нас во многих районах стоят школы, построенные в 1920–1930-х годах. На детей падает штукатурка, из щелей поддувает зимой. На уровне коровника. Самая громкая история была в селении Яраг-Казмаляр, откуда родом один из духовных наставников Дагестана. Степень трагичности зашкаливает: власти не могли отстроить новую школу даже в родном селе Магомеда Ярагского".

Оснащенность школ базовыми удобствами в рейтинг Рособрнадзора не входит. Но, как видно из других источников, и здесь прослеживается параллель: худшее качество образования соответствует худшему физическому состоянию самих учебных заведений.

Так, согласно исследованию "Важных историй", в Дагестане в 2019 году более половины школ не были оборудованы канализацией (вместо них используют выгребные ямы на улице либо индивидуальные очистительные установки), почти треть (32%) нуждалась в капитальном ремонте и не имела ни отопления, ни водопровода.

Плесень и грибок на стенах, прогнившие полы, протекающие крыши и разваливающиеся парты

В Ингушетии, Карачаево-Черкесии и Калмыкии в холоде и без водоснабжения обучались подопечные почти половины школ (40, 44 и 48% соответственно). В Северной Осетии более половины таких учреждений работали без капитального ремонта.

"Многие проблемы в материальном оснащении школ просто нельзя измерить в цифрах. Плесень и грибок на стенах, прогнившие полы, протекающие крыши и разваливающиеся парты не отражаются в статистических формах", – говорится в публикации.

Присущей региону остается проблема трехсменного обучения на Северном Кавказе из-за нехватки мест для учащихся. Четыре года назад правительство обнародовало планы построить 136 школ, большая часть которых располагалась бы в Ингушетии, Чечне и Дагестане. Тем не менее, к примеру, в Чечне количество посещающих занятия в третью смену учеников продолжило расти.

Вышедший в марте доклад Рособрнадзора о качестве школьного образования – первый рейтинг такого рода. Проводить его власти намерены дважды в год, а по его итогам – организовывать планы действий для выхода аутсайдеров из проблемного положения, то есть оказывать им помощь в виде консультаций и другой поддержки.

XS
SM
MD
LG