В Северной Осетии после разжигания костра у святилища Реком в Алагирском ущелье разгорелся скандал. Организатора ритуала, блогера Алана Мамиева, полиция заподозрила в проведении политической акции, а жители республики сочли этот обряд осквернением священного места.
В Северной Осетии идут споры между приверженцами христианства и так называемой традиционной веры осетин. В рядах последних регулярно происходят баталии насчет ряда национальных обрядов. Ритуальный костер, зажженный 7 февраля около святилища Реком, оскорбил в том числе и традиционалистов.
"Мы взывали к силам мира невидимого. Обратились к Стыр Хуыцау (бог у приверженцев традиционной веры осетин. – Прим. ред.). Мы просили у него, чтобы у нас появился коллективный дух, чтобы мы стали друг другу помогать, перестали грызться, чтобы в наше тяжелое время совместно дружно жить и побеждать. В этом была наша цель", – объясняет причины проведения обряда блогер Алан Мамиев.
Мамиев добавляет, что выбор места проведения обряда пал на Реком, потому что его сторонник Алхаз Кокоев "построил святилище своими руками".
"Для него, для меня и для многих осетин, которые в том числе помогали его строить, это очень дорогое сердцу место силы. Я предлагал скинуться, как обычно, сделать кусарт (жертвоприношение. – Прим. ред.) и помолиться. Но другие не захотели и решили не пускать кровь (быка. – Прим. ред.). Решили сделать единую молитву на пробуждение духа. Но вокруг этого началась натуральная вакханалия", – говорит Мамиев.
Блогер отмечает, что не ожидал негативной реакции от соотечественников, так как считает, что ничего "недостойного" во время обряда не происходило. Огонь, по его словам, имеет прямое отношение к осетинам "начиная с мифологии и нартского эпоса".
"Как сказали товарищи, которые со мной были в Рекоме, это далимоны (общее наименование духов зла. – Прим. ред.), наверное, взбесились. У меня нет рационального объяснения. Началась истерия, что мы там вели сатанинские обряды, ещё что-то. Огнем в нашей традиции считается то, из чего произошли нарты. Если вы читали нартский эпос, то Сауаса (первый нарт. – Прим. ред.) был сделан из чистого огня", – сказал Мамиев.
Блогер рассказал, что перед выездом в Реком его и нескольких активистов ассианства задержали сотрудники полиции и обвинили в поддержке оппозиционного политика Алексея Навального и организации несанкционированных митингов.
При чем тут Навальный, Путин и политика – я не знаю
"Отдел по противодействию экстремизму привез нас к себе, и там мы давали показания. Оказывается, нас обвинили в том, что мы какие-то массовые незаконные мероприятия устраиваем. Я записал видео для единомышленников с призывом к молитве, а обвинили меня в том, что чуть ли не к свержению власти призывал и к митингам против Путина в поддержку Навального. При чем тут Навальный, Путин и политика – я не знаю. Навального я своим идейным врагом считаю, и связать меня с ним, мягко говоря, очень странно. Полиция перекрыла подходы к Рекому: женской и мужской половине. Но парни все равно зашли", – уточняет Мамиев.
"Мы вернемся в патриархат только в случае ядерной войны"
Мнения насчет того, что представляет собой традиционная вера осетин, разделены, говорит пожелавший сохранить анонимность сотрудник Североосетинского института гуманитарных и социальных исследований.
"То, что пытались сделать в воскресенье, – это от необразованности, от каких-то страхов, – считает собеседник. – Мне бы не хотелось употреблять этот термин, но, к сожалению, он прям высвечивается. Это ничем не мотивированное возвращение к язычеству. Для чего это делалось? Мне кажется, чтобы поддерживать в информационном пространстве интерес к традиционалистам, который начал снижаться после нузальских раскопок. Очень часто они возмущаются (и тут есть рациональное зерно) и говорят, что они не язычники. Это называется религиозный синкретизм. Он характерен для многих народов, не только для осетин".
По словам ученого, интерес к религиозному синкретизму начался еще в нулевые: "В определённой среде осетинских интеллектуалов появилась вот такая идея. Честно говоря, это во многом из-за не очень высокого уровня образованности тех самых интеллектуалов. Никого не хочу обидеть, ничего личного. Ну, не может человек быть по образованию филологом и параллельно выстраивать религиозные доктрины".
Не может человек быть по образованию филологом и параллельно выстраивать религиозные доктрины
"Уход в религию – это попытка убежать от страхов и неопределенности. Мы пытаемся скрыться, как нам кажется, в чем-то понятном. Это откат к патриархальному обществу. Полный возврат к нему невозможен. Мы вернёмся в патриархат только в результате ядерной войны и нового развития человеческой цивилизации", – заключает собеседник.
Против разжигания костров и неоязыческих обрядов выступило не только население республики, но и силовые ведомства, говорит осетинский журналист Заур Фарниев.
"Я живу в Алагирском районе, в котором и расположено это почитаемое в Северной Осетии святилище, – говорит Фарниев. – И для меня как человека, который с самого детства соприкасался со всеми обрядами и традициями, было дико узнать, что на этом месте будет проведён какой-то ритуал, который никогда раньше там не проводился".
Алана Мамиева собеседник называет последователем арестованного ковид-диссидента Вадима Чельдиева.
"Чельдиев за счет эмоциональных лозунгов и призывов сформировал вокруг себя значительное количество единомышленников. Но преимущество Мамиева в том, что он гораздо умнее Чельдиева и точно знает, на каких струнах играть, – отмечает Фарниев. – Как мне многие говорят: "нН хотим спорить с Мамиевым, потому что не хотим опускаться до его уровня". Но при этом человек делает абсолютно все, что хочет, и топчет основополагающие для общества ценности. Он играет на обнаженных нервах. При этом Мамиева нельзя назвать глупым, и сам он себя позиционирует как политолог. Он фактически сказал, что раскопки в маленьком, никому не известном селении привели к изменениям в мировой политике. И все это на радость недалеким людям, чтобы укрепить их уверенность в своём величии: мы аланы, мы арии".
На проведение обряда в святилище отреагировали и в "Высшем совете осетин".
"Подавляющее большинство представителей местных цейских фамилий форму проведения этого мероприятия осудили, – говорит председатель организации Руслан Кучиев. – Они обратились ко мне, и, если Алан и его друзья согласны, я могу выступить посредником и организовать им встречу".
Мамиев от предложения отказался.