Спецоперации в Чечне и "дважды убитый" предполагаемый боевик, брат главы Северной Осетии в смертельной аварии, муфтият Дагестана и женское обрезание, преследование журналистов, а также переименование районов в Грозном. Главные итоги недели в шестом выпуске подкаста Кавказ.Реалии.
Слушать:
- Apple Podcasts
- Google Podcasts
- Spotify
- Яндекс.Музыка
- Castbox
- Pocket Casts
- SoundCloud
- Overcast
- YouTube
- ВКонтакте
- We.fo ("умная ссылка")
- Кавказ.Реалии
Дважды убитый
В Ачхой-Мартановском районе Чечни прошла спецоперация, в ходе которой был убит 32-летний Казбек Байдулаев, которого власти считают боевиком. Примечательно, что об убийстве Байдулаева СМИ уже сообщали.
Байдулаев впервые попал в список убитых 11 октября. Тогда, по сообщениям правоохранительных органов, в Серноводском районе Чечни были "ликвидированы" двое предполагаемых боевиков. 15 декабря фамилия Байдулаева снова оказалась в списке убитых. По данным следствия, при себе у него было самодельное взрывное устройство и граната.
Известно, что Байдулаев находился в розыске с 2012 года. По данным правозащитной организации "Мемориал", его неоднократно похищали, пытали и дважды осудили за причастность к незаконным вооруженным формированиям. Родные Байдулаева заявляли, что уголовные дела против него были сфабрикованы. В декабре 2014 года был сожжен дом его родителей в селении Янди. Семье пришлось покинуть Чечню.
Сожжение домов и изгнание из республики родственников тех, кого обвиняют в причастности к вооруженному подполью, – одна из репрессивных практик чеченских властей. По мнению правозащитников, именно гонения со стороны руководства республики могли побудить Байдулаева присоединиться к боевикам. Об этой истории нашему подкасту рассказала директор Центра предотвращения конфликтов Екатерина Сокирянская.
В Чечне так называемые контртеррористические операции в этом году стали проходить гораздо чаще, чем, например, годом ранее, хотя глава республики регулярно заявляет о "победе над терроризмом". Например, в минувший четверг двух человек застрелили в Курчалоевском районе. Как сообщили силовики, преступники напали на пост ДПТ и "были уничтожены ответным огнем".
Женское обрезание
Министерство внутренних дел Дагестана не обнаружило признаков экстремизма в заявлениях местного муфтията о "пользе обрезания" для девочек. Женское обрезание – это калечащая операция на половых органах, в России ей ежегодно подвергают около 1200 девочек. Операции проводят чаще всего в селах Дагестана, а также в некоторых районах Ингушетии.
Заявления, по которым прошла проверка МВД, муфтият Дагестана сделал еще весной этого года. Тогда на сайте муфтията, а также в группах в социальных сетях появились публикации, авторы которых, как считают правозащитники, "призывали к проведению калечащих операций на половых органах". В некоторых из текстов даже говорилось о необходимости таких операций.
Дагестанский экспертно-криминалистический центр МВД дважды проводил экспертизу, но признаков экстремизма в публикациях не обнаружил – это же не комментарии во "ВКонтакте" расследовать.
Год назад заместитель имама махачкалинской джума-мечети заявлял, что в исламе приветствуется обрезание части клитора. Он объяснил это так: "Чтобы во время вынужденного сексуально воздержания "женщине было легко". Интервью имама до сих пор доступно в сети.
Несколько месяцев назад, после выхода очередного документального фильма о калечащих операциях, дагестанскому муфтияту все же пришлось объясниться. Там выпустили фетву (решение), по которой обрезание не означает удаления органов. В муфтияте напомнили, что ислам запрещает наносить вред телу.
Но эта фетва вряд ли поможет, например, 9-летней девочке из Ингушетии, которой провели калечащую операцию на половых органах в Магасе. Об этом стало известно благодаря ее матери, которая заявила, что девочку в клинику тайно привезли отец и его новая жена. В итоге Следственный комитет возбудил уголовное дело о причинении легкого вреда здоровью – по этой статье предусмотрен штраф до 40 тысяч рублей и арест сроком до четырех месяцев.
Смертельное ДТП брата Битарова
В Северной Осетии отец, мать и двое маленьких детей разбились насмерть на 382-м километре автодороги "Кавказ". Участником смертельного ДТП был 67-летний брат главы Северной Осетии Казбек Битаров.
Семья находилась в автомобиле ВАЗ-2107, брат Вячеслава Битарова передвигался на габаритном джипе Toyota Land Cruiser. Land Cruiser выехал на встречную полосу и врезался в "семерку". Все, кто ехал в легковой отечественной машине, погибли, водителя джипа спасли габариты авто.
О том, что в ДТП с четырьмя жертвами участвовал брат главы республики, мы узнали от своего источника в силовых структурах республики. Спустя день после огласки в СМИ эту информацию подтвердили официально. Виновник ДТП до сих пор не назван. Наш источник утверждает, что на встречную полосу выехал именно водитель джипа. Родственники погибших уже заявили, что к семье Битарова "не имеют претензий".
Битаровы – очень влиятельная семья в Северной Осетии, владеющая группой компаний "Бавария", с миллиардными оборотами. После того как Вячеслав Битаров стал главой республики, на посту генерального директора компании его сменил старший сын Зелимхан. "Баварию", кстати, неоднократно обвиняли в незаконном получении субсидий и других преференций от государства. Из-за публикаций об этом компания даже судилась с местными журналистами.
Это не первый случай на Северном Кавказе, когда родственники влиятельных чиновников попадают в ДТП, а семьи погибших спешно заявляют, что "претензий не имеют". В соседней Чечне в 2018 году участником смертельного ДТП стал глава Шалинского района республики Турпал-Али Ибрагимов (это двоюродный брат Рамзана Кадырова по кличке Быстрый).
Его "Мерседес" на большой скорости врезался в "Жигули" на въезде в Грозный. Мать и дочь, ехавшие в отечественной легковушке, погибли на месте, глава семьи умер в больнице. Власти Чечни сначала не комментировали случившееся, потом пытались сделать вид, что за рулем был не Ибрагимов. Затем в сети появилось обращение родных погибших к Кадырову. Отец разбившегося насмерть водителя просил не наказывать Ибрагимова и не снимать его с должности. Такие дела.
Ахмат, Ахмат, Ахмат
В Грозном все же переименуют один из районов города в честь отца главы республики Ахмата Кадырова. На этой неделе жителям города – даже тем, кто в Грозном не прописан, – начали раздавать анкеты с вопросом об отношении к переименованию. Выбор вариантов ответа, конечно, не велик.
Спрашивают об отношении к переименованию Ленинского района в Ахматовский, Старопромысловского в Висаитовский (Мавлид Висаитов – это Герой Советского Союза), Октябрьского в Байсангуровский (Байсангур Беноевский – чеченский полководец XIX века), Заводского в Шейх-Мансуровский (это исламский проповедник, первый имам Северного Кавказа).
О переименовании примерно всего в Чечне в Ахмат мы уже рассказывали в одном из предыдущих выпусков подкаста.
Речь о переименовании районов Грозного шла давно. В феврале 2020 года Рамзан Кадыров дал такое поручение мэру города, своему племяннику Ибрагиму Закриеву. О том, почему районы в Грозном взялись переименовывать сейчас, нашему подкасту рассказал блогер Тумсо Абдурахманов.
Ясно одно: районы переименуют, анкеты – просто способ придать уже принятому решению приличный вид. Так случилось с родовым селом Кадырова. Тогда Центарой переименовали в Ахмат-Юрт якобы по "просьбе народа".
Преследование журналистов на Кавказе
Трое журналистов с Северного Кавказа оказались во всемирном списке преследуемых сотрудников СМИ. В доклад "Комитета по защите журналистов" попали имена Абдулмумина Гаджиева из Дагестана, Рашида Майсигова из Ингушетии и Александра Валова из Краснодарского края.
Власти обвиняют Гаджиева в участии в деятельности террористической организации за статьи о фонде "Ансар". "Мемориал" признал Гаджиева политическим заключенным. а Amnesty International – узником совести. Майсигова обвиняют в хранении наркотиков. Его адвокат утверждает: показания журналист подписал под пытками током. Сочинский блогер Александр Валов получил шесть лет тюрьмы и штраф в 400 тысяч рублей за материал о бассейне, который строил депутат от ЛДПР. Блогер назвал судебный процесс "абсолютно политизированным".
Работники СМИ получают или находятся под угрозой тюремных сроков, а на жалобы самих журналистов полиция зачастую не реагирует. В Дагестане правоохранительные органы трижды отказали в возбуждении уголовного дела по факту угроз убийством журналистке Светлане Анохиной. Это следует из материалов проверки, которые Анохина получила по решению суда. Анохина – известная в Махачкале журналистка, правозащитница, одна из основательниц группы для помощи жертвам насилия "Марем". Будучи главредом интернет-портала "Даптар", она освещает нарушения прав женщин на Северном Кавказе.
Из-за работы с чувствительной темой домашнего насилия в патриархальном регионе у Анохиной есть реальные основания опасаться за свою жизнь. Нашему подкасту Светлана рассказала об угрозах и причинах следственной волокиты.
Как следует из документа, в правоохранительных органах сослались на то, что против Анохиной не совершалось насильственных действий. То есть когда убьют, тогда и приходите. Из-за этих угроз и бездействия полиции Анохиной пришлось уехать из Дагестана и принять дополнительные меры безопасности. Если найти защиту в российском суде не удастся, то журналистка намерена обращаться и в международные инстанции.
Подписывайтесь на подкаст Кавказ.Реалии!
- Apple Podcasts
- Google Podcasts
- Spotify
- Яндекс.Музыка
- Castbox
- Pocket Casts
- SoundCloud
- Overcast
- YouTube
- ВКонтакте
- We.fo ("умная ссылка")
- Кавказ.Реалии