В самопровозглашенной Южной Осетии расследование дела о смерти Инала Джабиева может возобновить кризис, вызвавший в начале сентября коллапс в политической жизни республики. В истории 30-летнего местного жителя, который в августе скончался после допросов в изоляторе, появились новые подробности.
В конце августа после допроса в изоляторе МВД Южной Осетии умер Инал Джабиев. Он был задержан по подозрению в покушении на главу МВД республики Игоря Наниева. Смерть Джабиева вызвала волну народных протестов. Президент Южной Осетии Анатолий Бибилов спешно отправил правительство в отставку. Но главное требование участников митингов – снять с должности генпрокурора Урузмага Джагаева – осталось невыполненным. Глава МВД Игорь Наниев продолжает исполнять свои обязанности, хотя заявлялось, что на время проведения следствия он отстранен от должности.
В ответ 26 членов парламента Южной Осетии подписали заявление о том, что приостанавливают свою работу, пока генпрокурора не уволят. Парламентский локаут быстро перерос в полноценный политический кризис. За почти три месяца президентско-депутатского противостояния ни одна из сторон не отступила от своих требований.
Скандал вокруг гибели Инала Джабиева немного поутих после того, как в республику пришла эпидемия коронавируса, вызвавшая, как отмечали эксперты, гуманитарную катастрофу. Но даже на этом фоне общество продолжало следить за ходом следствия по делу Джабиева.
Фейк или не фейк?
Неделю назад стали известны итоги проведенной в Москве экспертизы причин смерти Джабиева. В документе, который опубликовало североосетинское издание "ОсНова", говорилось, что Джабиев скончался "от внезапной сердечной смерти на фоне развития абстинентного синдрома (отмены наркотического препарата. – Прим. ред.). Из экспертизы следует, что многочисленные следы пыток на теле Джабиева "ни по отдельности, ни в совокупности не могли явиться причиной его смерти".
Президент Южной Осетии Бибилов в комментариях в фейсбуке (скриншот имеется в распоряжении редакции. – Прим. ред.) назвал эту информацию фейком, но данные экспертизы на следующий день фактически подтвердила Генпрокуратура самопровозглашенной республики.
Следователь Алан Бестауты зачитал выдержки из документа, акцентировав внимание на том, что накануне было опубликовано североосетинским СМИ. Он попутно также отметил, что эта публикация была "фейковой", потому как в ней содержались "отрывки, вырванные из контекста экспертизы".
"Они являются фейковыми, так как они не отражают всей сути и содержания заключения экспертов и вводят людей в заблуждение", – сказал Бестауты.
Следователь рассказал, что при исследовании крови и внутренних органов Джабиева были обнаружены следы наркотика, а во внутренних органах были выявлены изменения, возникающие на фоне их употребления.
На теле Джабиева были обнаружены следы не менее 18 травмирующих воздействий, уточнил представитель Генпрокуратуры. Часть из них, по заключению экспертов, появились за 3–5 суток до смерти. Другие – в течение суток до убийства задержанного, и они были квалифицированы как легкие травмы. Они, как следует из экспертизы, не могли вызвать смерть. А большие пятна на ягодицах, бедрах, ногах и туловище, фото которых распространились в соцсетях в день гибели Джабиева, были расценены экспертами как трупные пятна.
"Мы заново похоронили Инала"
Для семьи Джабиевых результаты московской экспертизы стали новым потрясением. Родные отрицают, что Инал когда-либо употреблял наркотики.
"Мы были в шоке… Считайте, второй раз пережили похороны, – рассказала в интервью "Эхо Кавказа" его супруга Оксана Джабиева. – Якобы Инал умер от отмены наркотического вещества, от сердечно-сосудистой недостаточности – это ложь. Всем все видно и без этого видно, от чего умер Инал. В экспертизе есть абзац, где черным по белому написано, что смерть наступила в вертикальном положении, то есть он был подвешен обеими руками. Я категорически не согласна с этими выводами. Даже если бы у него была ломка и ему было плохо, то зачем человека подвешивать обеими руками и бить? Все видели, что у него был разбит нос. Этот удар был нанесен после смерти. Наверное, они думали, что он потерял сознание, и так пытались привести в чувство".
Мы были в шоке… Считайте, второй раз пережили похороны
Провести в Южной Осетии комплексную судебно-медицинскую экспертизу нельзя, говорит адвокат Диана Санакоева. По ее словам, им дали возможность выбрать, где именно заказать экспертизу. Потерпевшая сторона сама дала согласие на проведение экспертизы у московских судмедэкспертов.
"Сейчас мы будем ходатайствовать о проведении повторной экспертизы. Мы сами теперь будем определять экспертное учреждение", – сообщила Санакоева корреспонденту Кавказ.Реалии.
"Кто-то потерял связь с реальностью"
Вызванный смертью Джабиева протест в Южной Осетии возглавил оппозиционный депутат Давид Санакоев. Именно он настойчиво требует отставки генпрокурора Урузмага Джагаева. По его мнению, одной отставкой дело не должно обойтись.
"То, что заявила по итогам экспертизы прокуратура, просто кощунственно. Сначала парня убили, но и мертвого его теперь поливают грязью. Я считаю эту экспертизу заказом Бибилова и Джагаева. Вполне допускаю при этом, что эксперты руководствовались материалом, который им выслали отсюда, поскольку тела Джабиева они не видели. Но это ничего не меняет. Молодого мужчину забили насмерть, он умер под пытками в ходе следствия", – говорит Санакоев.
Сначала парня убили, но и мертвого его теперь поливают грязью
С этой экспертизой президент и прокурор пошли наперекор мнению жителей республики, которые смерть Джабиева связывают с пытками, убежден собеседник.
"Это что-то из области иррационального. Когда президент обвиняет журналистов в фейковом вбросе, а на следующий день прокуратура фактически одергивает президента, это говорит о нездоровой ситуации в государстве. Или же кто-то полностью потерял контакт с реальностью. Обвиняя журналистов в фейке, Бибилов не мог не знать, что предоставленная ими информация по экспертизе правдива. Зачем он тогда, называя вещи своими именами, лгал?" – недоумевает депутат Санакоев.
Обнародованная экспертиза и реакция власти на нее усугубит кризис в Южной Осетии, считает политолог Руслан Тотров.
"Президент Бибилов перешел красную линию. Он публично обвиняет журналистов в распространении лживой информации, а в итоге выясняется, что единственным распространителем фейков является сам президент. Журналисты забили в набат, а в ответ получили ничем не обоснованные обвинения со стороны президента. А заявление прокуратуры лишь подливает масла в огонь", – считает Руслан Тотров.
В то же время он исключает какую-либо угрозу для президентства Бибилова.
"Не думаю, что креслу Бибилова есть реальная угроза. Но, кажется, теперь он лишен шансов переизбраться на второй срок. Нельзя исключать и новые протестные настроения, вызванные демонстративно наглой и антинародной линией президента и его команды", – заключил эксперт.
По делу о смерти задержанного арестованы семь сотрудников МВД Южной Осетии. Как утверждают в Генпрокуратуре, расследование будет завершено в ближайшее время и до конца года дело передадут в суд.
Текст может содержать терминологию и топонимы, используемые в самопровозглашенной республике Южная Осетия.