Количество умерших от последствий заражения COVID-19 по всему миру приближается к 1 миллиону человек, пишет Радио Свобода. Во многих странах говорят о начале второй вспышки коронавируса и предупреждают, что осенью и зимой уровень заболеваемости будет увеличиваться.
Косвенным подтверждением этому служит, например, решение Нобелевского комитета отменить традиционную церемонию вручения премий и банкет – впервые с 1944 года, когда от этого отказались из-за Второй мировой войны. Лауреаты получат награду в посольствах Швеции в своих странах. Перенесен на лето и Всемирный экономический форум в Давосе, который должен был состояться в январе следующего года.
Меньше недели назад, 18 сентября, число зарегистрированных новых случаев заражения за день по всему миру было самым высоким за всю историю пандемии – почти 316 тысяч человек. 22 сентября рекордные показатели суточного прироста зарегистрировали в Испании – 10 799 заболевших. Это почти столько же, сколько на пике заболеваемости в марте этого года, когда в стране действовал строгий общенациональный режим изоляции. То же касается и Франции: там чуть раньше, 19 сентября, было почти в два раза больше случаев COVID-19, чем на пике весной этого года. По этой причине в некоторых регионах теперь нужно носить защитные маски даже на улицах. В отличие от этих стран, в Италии, где весной было очень много больных и погибших, повторный рост заболеваемости, начавшийся в середине августа, проходит значительно мягче, каждый день коронавирусом заражаются приблизительно в пять раз меньше людей, чем в марте. Но, даже несмотря на невысокие цифры, в Италии закрыли ночные увеселительные заведения. Пока общенациональный карантин действует только в Израиле – первой стране, где он был введен повторно. В этой стране 16 сентября было наибольшее количество случаев заболевания – более 6 тысяч за день.
Стремительный взлет заболеваемости в Украине не связан с повторным ростом заболеваемости: здесь количество больных увеличивается постепенно с конца марта этого года, наибольшее количество случаев было 17 сентября – 3584, в середине сентября зарегистрировали и больше всего жертв. Коронавирус даже повлиял на предвыборную кампанию: мэр Харькова Геннадий Кернес, которому прочили очередную победу на приближающихся муниципальных выборах, отправился в Германию на лечение после того, как у него диагностировали COVID-19. Это посеяло сомнения насчет его участия в предвыборной кампании, а также снизило шансы на победу: политик в очередной раз доверил свое лечение немецким врачам, хотя возможности повысить уровень медицинского обслуживания в родном Харькове за годы его политической карьеры у него были.
Вторая вспышка коронавируса с пиковыми приростами новых случаев пока наблюдается в основном в Европе. Но это не значит, что так будет продолжаться и в будущем. Во Всемирной организации здравоохранения предупреждают, что весь мир ждут непростые осень и зима – в условиях, что признанной международным сообществом эффективной вакцины от COVID-19 все еще нет. "Сейчас люди не хотят слышать плохие новости, и это понятно. Но рост смертности от коронавируса впереди – в октябре и ноябре", – заявил директор Европейского регионального бюро Всемирной организации здравоохранения Ханс Анри Клуге, когда его попросили сделать прогноз развития пандемии.
В странах, где заболевших по статистике больше всего в мире – в США, Индии, Бразилии, России, – пока суточные показатели не превышают весенние, хотя ежедневно заболевают тысячи, а в некоторых странах, как, например, в Индии, десятки тысяч человек. Китаю, откуда вирус стал распространяться по всему миру этой зимой, вообще удалось избежать второй вспышки: 22 сентября там зарегистрировали всего 166 новых случаев, хотя эту страну продолжают подозревать в сокрытии истинной статистики по распространению инфекции. В сравнении с другими странами мира, в Китае действительно, учитывая размер населения, с начала пандемии регистрируют мало случаев – в общей сложности чуть более 85 тысяч. Обращая внимание на скорость распространения вируса, эти данные считают заниженными. Даже в Южной Корее, которую ставят в пример по быстроте реагирования на рост заболеваемости и массовому тестированию, с августа началась вторая вспышка, а также рост смертности.
В то же время стратегия борьбы с вирусом изменилась – в тех странах, где осенние показатели значительно превысили весенние, пока не прибегают к беспрецедентным мерам. Политики в Европейском союзе предпочитают не комментировать тему введения общенационального карантина с жестким ограничением передвижения, запретом выходить на улицу по другим поводам, кроме как самым необходимым (работа, покупки продуктов питания или лекарств), а также закрытием торговых центров, ресторанов и образовательных учреждений. В Чехии, где на прошлой неделе зарегистрировали за один день почти в 10 раз больше случаев коронавирусной инфекции, чем на пике эпидемии в марте, премьер-министр Андрей Бабиш заявил, что вопрос введения общенационального карантина пока не обсуждается. Похожее заявление сделал и глава правительства Австрии Себастьян Курц, который одновременно предупредил, что количество заболевших осенью и зимой будет увеличиваться и необходимо уже сейчас соблюдать меры предосторожности – ограничить социальные контакты, носить маски, по возможности оставаться дома, особенно пожилым.
Меры изоляции, действовавшие весной этого года, с неохотой хотят вводить повторно по нескольким причинам. С одной стороны, протесты и критика ограничения свобод звучали все лето – после того, как первый кризис был преодолен. Многие эксперты ставили под сомнение цену, которую пришлось заплатить за общенациональные карантины: экономическое падение и рост безработицы, в первую очередь. Австрийский социолог Бернд Марин в интервью Радио Свобода говорил, что непрямые жертвы коронавируса не менее важны, чем статистика больных и погибших: эти жертвы связаны с ростом преступности, самоубийств и смерти от других болезней, развивающихся вследствие потери работы или из-за ограничений социального общения.
Падение ВВП от 5 до 10 процентов в зависимости от страны, а также увеличение государственных расходов из-за снизившейся экономической активности в связи с коронавирусом – эту ситуацию во многих странах опасаются осенью ухудшать. С другой стороны, опыт Швеции, которая весной пережила самый высокий уровень смертности среди населения из-за более либеральных ограничительных мер, показывает, что скачка новых заражений – по крайней мере по данным на сегодня – этой стране удалось избежать. В Швеции с самого начала эпидемии действовал такой же режим, какой сейчас можно наблюдать в странах, столкнувшихся с повторным ростом заболеваемости: введены правила соблюдать социальную дистанцию в 2 метра, по возможности работать из дома, а также поменьше пользоваться общественным транспортом, но каждый человек вправе сам решать, стоит ему этими правилами руководствоваться или нет. В Швеции были запрещены лишь массовые акции численностью более 50 человек, посещения домов престарелых и больниц, а также скопление людей в барах и ресторанах, например у стойки: посетители должны были сидеть за отдельными столиками. Школы при этом были открыты, хотя там ввели обязательное ношение масок.
Сейчас подобный режим действует в Чехии, которая неделей раньше попала в список стран с самой высокой скоростью распространения инфекции. Летом чешское министерство здравоохранения провело общенациональное тестирование населения, и результаты не удовлетворили эпидемиологов: уровень так называемого коллективного иммунитета, который влияет на постепенное полное исчезновение эпидемии, был крайне низок.
Коллективный иммунитет влияет и на то, что вирус реже попадает в организм наиболее подверженных осложнениям людей. Чешские врачи говорят, что процент больных, которым требуется лечение в больницах, по сравнению с весной снизился с 10 до 4 процентов от общего числа заболевших. При этом тяжелых больных сейчас 1 процент от общего числа, а весной этот показатель приближался к 4 процентам. Но это не означает, что COVID-19 перестал быть опасным. Просто службам гигиены удается вовремя поместить в карантин всех, кто контактировал с больным, что помогает снизить риск распространения заражения и влияет на то, сколько людей с риском осложнений успевает заразиться. С другой стороны, количество пациентов с коронавирусом в больницах по сравнению с первой вспышкой не снизилось, так как заболевших значительно больше, чем весной.
В новых условиях, изменившихся с тех пор, как мир впервые столкнулся с COVID-19, все так же нужно соблюдать меры предосторожности, чтобы не заболеть, хотя многие государства и не вводят пока строгих ограничений, как это было весной. Британский экономист Тимоти Эш, например, призывает всех следовать нескольким простым правилам: продолжать носить маску и соблюдать социальную дистанцию, даже если чиновники этого не требуют; немедленно следовать новым ограничениям, даже если на общенациональном уровне они начнут действовать через три дня или через неделю и о них пока только объявлено; работать по возможности из дома; ограничивать путешествия и социальное взаимодействие. "Это может сделать каждый", – подбадривает своих читателей Тимоти Эш.