В Ингушетии прокуратура запросила пять лет для автора оппозиционного издания "Фортанга" Рашида Майсигова. В Дагестане журналистке Светлане Анохиной отказали в возбуждении уголовного дела после угроз убийством. В Северной Осетии главный редактор местной газеты Мадина Сагеева не пошла на мировое соглашение по гражданскому иску от главы республики Вячеслава Битарова и получила второй иск - теперь уже от компании, принадлежащей его семье главы региона. Кавказ.Реалии попытались узнать, от кого журналистам ждать помощи.
Репортер оппозиционного портала "Фортанга" Рашид Майсигов обвиняется в хранении наркотиков. В отношении него также возбуждено уголовное дело о сепаратизме, которое пока не начали рассматривать. Адвокат активиста Магомет Аушев рассказал Кавказ.Реалиям, что журналисту грозит до пяти лет лишения свободы.
В Ингушетии уголовное преследование Майсигова расценили как политическое, считает руководитель регионального отделения партии "Яблоко" Руслан Муцольгов. Заключение журналиста воспринимается как одно из звеньев "ингушского дела", добавил собеседник (уголовное дело, по которому проходят участники митинга против соглашения о границе с Чечней - прим.ред.).
"Майсигов находится под домашним арестом. Эта мера пресечения накладывает ограничения на человека, но он дома. Сегодня в СИЗО Нальчике содержатся более двух десятков активистов: среди них есть и старейшины, и молодая девушка. Обвинения, которые предъявляются им, вызывают гораздо больший гнев у жителей республики. Майсигов молодой и может выдержать многие испытания, которые выпали на его голову. Поэтому на фоне всех арестов люди более спокойно отнеслись к сроку, который для него запросил прокурор", - полагает Муцольгов.
Накануне полиция Махачкалы отказалась возбуждать дело об угрозах убийством, которые поступали в адрес главного редактора портала о женском пространстве на Кавказе "Даптар" Светланы Анохиной.
22 июля с ней связался неизвестный, представившийся Далгатом Умахановым. Звонивший заявил, что у него его указание "разобраться со всеми феминистками". Когда Анохина предложила ему встретиться, он пригрозил ей убийством. Журналистка рассказала Кавказ.Реалиям, что она связывалась с самим Умахановым, но он отрицал причастность к угрозам.
"После того, как я сказала, что уже отправила заяву в прокуратуру, он мне позвонил и я записала разговор. Он говорит, что это был не он. Что он не знает, кто мог звонить. Он в это время ехал из Москвы в Махачкалу. С ним был друг, но ни друг, ни он не звонили. Голос был другой, да. Но я не знаю систем, которые позволяют связаться с человеком через чужой номер", - говорит Анохина. По какой причине правоохранительные органы отказали в возбуждении дела она еще не знает, так как пока не получила уведомление.
В Северной Осетии глава республики Вячеслав Битаров судится с главным редактором газеты "Осетия. Свободный взгляд" Мадиной Сагеевой. Он предложил журналистке заключить мировое соглашение по иску о защите чести и деловой репутации. Сагеева не согласилась, так как считает, что ей предлагают "сдаться без боя".
В соглашении (его копия есть в редакции Кавказ.Реалий - прим.ред) в качестве одного из условий предложено обязать ответчицу отказаться от публикаций сведений "негативных, недостоверных, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию истца".
"На самом деле я пишу очень острожно. Я много лет в журналистике. Для того, чтобы соответствовать новым законам, прошла курсы повышения квалификации. Я филолог по образованию, а теперь у меня ещё и специализация лингвистического эксперта. Я сама могу проводить все экспертизы, на основании которых меня сейчас пытаются привлечь к ответственности. Битаров хочет через суд доказать, что его оскорбляют какие-то факты, которым есть подтверждение", - рассказала Сагеева Кавказ.Реалиям.
После отказа идти на мировую журналистка и ее редакция получили иск от фирмы "Рестораны Бавария", которая входит в группу компаний "Бавария", возглавляемую старшим сыном Вячеслава Битарова.
"Редактор должен быть защитой"
Директор "Центра защиты прав СМИ" Галина Арапова напоминает, что безопасность журналиста зависит от масштаба региона, в котором он работает, и от темы, которую освещает: в маленьких населенных пунктах репортеры менее защищены, чем в крупных городах.
Журналисты, пишущие о злоупотреблениях со стороны властей или правоохранительных органов, более подвержены давлению, чем коллеги, освещающие другие темы, продолжает Арапова. По её мнению, если журналист попадает в сложную ситуацию, первой на помощь должна прийти его редакция.
"Редактор должен встать за своего журналиста горой. Далеко не все готовы это делать. Хаджимурад Камалов (бывший главный редактор дагестанской газеты "Черновик", убит в декабре 2011 года - прим.ред.) стоял за каждого своего журналиста. Не каждый главный редактор в других регионах России делал бы так же. В серьезных ситуациях должны проявить солидарность и коллеги, профессиональное сообщество. В третью очередь помощи стоит ждать от организаций, которые профессионально занимаются защитой прав журналистов", - заключает собеседница.
В "Индексе свободы прессы", который публикует организация "Репортеры без границ", Россия в 2020 году заняла 149-е место (из 180) и, по словам авторов доклада, задействует все более высокотехнологичные ресурсы для контроля над распространением информации в Интернете, а также ведет агрессивные дезинформационные кампании в соцсетях.