В Беларуси во время массовых протестов после президентских выборов несколько журналистов, в том числе российских, перестали выходить на связь. Во вторник стало известно, что в Минске пропал корреспондент издания Znak.com Никита Телиженко, который не был аккредитован в Беларуси. Долго не было известий и от координаторов "Открытой России" Артема Важенкова и Игоря Рогова, которые также освещали события в Минске. Позже выяснилось, что белорусские власти считают их "провокаторами", причастными к беспорядкам в Минске. Активисты избиты, пишет Радио Свобода.
С вечера понедельника нет связи с фотокорреспондентом МИА "Россия сегодня" Ильёй Питалевым. Минувшей ночью был задержан главный редактор белорусского издания "Наша нива" Егор Мартинович. Он успел отправить коллегам сигнал SOS. После этого связь с ним пропала.
Во вторник вечером был освобождён корреспондент издания "Медуза", гражданин России Максим Солопов. Он был задержан вечером 9 августа, когда освещал акцию протеста в Минске, и почти двое суток с ним не было связи.
Об освобождении журналиста сообщила "Медуза" со ссылкой на посольство России в Минске. Сообщается, что журналиста отпустили из изолятора и передали сотрудникам посольства. В ближайшее время его отвезут на границу России.
Ранее издание Daily Storm опубликовало видеозапись задержания Солопова. Сотрудники ОМОНа избили его дубинками.
О том, при каких обстоятельствах пропал журналист Максим Солопов и почему редакция всерьез обеспокоена этой ситуацией, ранее Радио Свобода рассказал главный редактор издания "Медуза" Иван Колпаков:
– На протяжении всего воскресенья Макс держал связь с нашими сотрудниками, прежде всего с моими заместителями – Таней Лысовой и Димой Камиловым. Когда стало ясно, что нужно идти на улицу и что на улице будет довольно сложно, они договорились о том, что будут созваниваться каждые полчаса. Таня Лысова созванивалась с Максом каждые полчаса. Последний раз она с ним поговорила в час ночи в понедельник, это уже была ночь дня выборов. И где-то сразу после этого с ним созвонился Дима Камилов, руководитель нашей новостной службы, и Макс ему сказал, что он находится в толпе людей, которую силовики сжимают с двух сторон, и они довольно активно применяют слезоточивый газ, потому что в толпе люди кричат, что они задыхаются. После этого он уже на связь не выходил.
– Проходила информация, что его избили...
– Мы знаем об этом от корреспондентов издания DailyStorm, которые видели, как его избили и как его задерживали. Сперва они эту информацию передали своей редакции, и у них вышел материал про эту ночь после выборов. Потом, когда их освободили, они подтвердили эту информацию – по их словам, его довольно жестко избили.
– Как вы его искали?
– Мы обзвонили все больницы, все отделения милиции, мы обзвонили все следственные изоляторы и нигде не смогли его найти. Сегодня были разные слухи, они появились еще вчера вечером, что он может быть в одном изоляторе, в другом. Наш адвокат (у нас есть уже в Минске адвокат, которого нам предоставила правозащита "Открытки", он нам очень помогает) ездил по этим местам, проверял эти слухи.
– Помогали ли вам как-то в поисках власти Беларуси или Российской Федерации?
– Мы с утра понедельника были на связи с МИД России, я связывался с Марией Захаровой, связывался с российским консулом в Беларуси. Я связывался с МИД Латвии, поскольку "Медуза" расположена в Риге. Я могу сказать, что, на мой взгляд, российские дипломаты пытались нам помочь изо всех сил. Даже если делать поправку на то, что следственные изоляторы в Минске сейчас переполнены из-за протестов, мы понимаем, что не только мы ищем людей, есть и другие пропавшие журналисты, другие пропавшие люди, есть просто люди, которые пошли в воскресенье на протесты и до сих пор не вернулись домой, и их пытаются найти. Там много хаоса сейчас, в Минске, мне все равно кажется, что это очень странная ситуация, когда такие ресурсы задействуются, но не удается найти человека, попавшего в руки к силовикам, – рассказал Иван Колпаков.
Во вторник стало известно, что в Минске пропал корреспондент издания Znak.com Никита Телиженко. У него не было аккредитации для работы в Белоруссии, сообщила главный редактор издания Мария Плюснина. По ее словам, Телиженко находился в Минске с 7 августа. Издание не подавало документы на аккредитацию, так как решение о командировке было спонтанным, пояснила Мария Плюснина. Сейчас телефон Телиженко работает, но на звонки никто не отвечает, рассказала Плюснина Радио Свобода:
– Никита Тележенко работал в Минске с 7 августа, он отправился туда по редакционному заданию освещать выборы президента Беларуси. В дальнейшем он следил за реакцией жителей страны на итоги голосования, то есть мы освещали уличные акции протеста. В последний раз он выходил на связь с редакцией вчера, в понедельник, в 18:46. В этот момент он направлялся к месту проведения очередной уличной акции протеста. Он планировал ее освещать как журналист, в соответствии с редакционным заданием. После этого его телефон был выключен и недоступен всю ночь. Мы постоянно пытались ему позвонить, связаться с ним. В районе 6 утра телефон снова включился, но по нему уже никто не отвечал. Телефон не отвечает до сих пор. Мы не знаем, что произошло с Никитой. Мы не знаем, где он сейчас находится. Со своей стороны мы направили обращение в МИД России с просьбой помочь нам найти Никиту, а также в Министерство внешнеэкономической деятельности Свердловской области и представителю МИД России в Екатеринбурге. У нашей редакции пока есть только одно предположение, что он мог быть задержан в Минске, как это произошло с другими журналистами российских СМИ. Я считаю, что это абсолютно неадекватная реакция на работу журналистов, которые освещают это общественно значимое событие. Считаю, что Никита Тележенко, как и другие коллеги из СМИ, выполнял свою работу, и если он задержан, я надеюсь, что в самое ближайшее время его отпустят, – рассказала Мария Плюснина.
В Беларуси также пропали координаторы "Открытой России" Артём Важенков и Игорь Рогов, которые приехали в страну как наблюдатели за выборами. Об этом сообщатся в заявлении федерального совета правозащитной организации. Коллеги полагают, что Важенков и Рогов задержаны и им угрожает опасность. "Открытая Россия" потребовала от властей Беларуси немедленно сообщить, где находятся Артём Важенков и Игорь Рогов, и освободить их. Вечером во вторник появилось видео, на котором белорусские спецслужбы представляют Важенкова и Рогова как провокаторов, причастных к беспорядкам в Минске.
Коллега пропавших сотрудников "Открытой России" Татьяна Усманова сообщила Радио Свобода, что в последний раз они выходили на связь в понедельник в 8 вечера:
– Тогда у них все было хорошо, они были в Минске. Так как в Беларуси возникли очень большие проблемы с интернетом, мы понимали, что ребята не могут каждые полчаса сообщать о том, как у них обстоят дела. До утра от них никакой информации не было. А сегодня в 10 утра мой коллега смог дозвониться на телефон Артема. Там ответил незнакомый нам человек, который представился другом и сказал, что с ребятами, я цитирую, "все не очень хорошо" и что "их взяли". Ребята поехали для того, чтобы понаблюдать за выборами. А что касается того, где они сейчас, у нас нет никакой информации. Мы сейчас на связи с белорусскими правозащитными организациями и пытаемся их найти. Совсем скоро мы понесем заявление в МИД РФ и попробуем выйти с ними на связь. Я очень надеюсь, что они участвуют в поисках абсолютно всех граждан, а не только лояльных им журналистов, скажем так. Пример "Дождя" показал, что МИД выходит на связь и помогает всем гражданам России. Я надеюсь, что в случае активистов "Открытки" будет то же самое и МИД РФ предпримет все необходимые действия, чтобы им помочь, – рассказала координатор "Открытой России" Татьяна Усманова.
Активист профсоюза журналистов и работников СМИ Игорь Ясин уверен, что действия властей Белоруссии, задержавших корреспондентов российских изданий, незаконны и неадекватны:
– Наш профсоюз считает, что задержание журналистов, и не только российских, которые освещают важнейшие события в Беларуси, – это преступные действия. Мы требуем от властей Беларуси немедленно освободить всех задержанных журналистов и не мешать им работать, дать возможность свободно и беспрепятственно освещать происходящее в стране. Мы видели, в каких экстремальных условиях приходится работать журналистам и представителям медиа: в условиях отсутствия интернета и препятствий со стороны силовиков. Это абсолютно неприемлемо.
– Как вы думаете, почему белорусские власти выбрали именно такой метод взаимодействия с освещающими события журналистами?
– Белорусские власти никогда с журналистами не церемонились, но сейчас они, очевидно, находятся в страхе и очень боятся того, что из страны начнет поступать правдивая информация о том, что происходит. Именно этим, на мой взгляд, объясняются их незаконные, даже преступные действия в отношении журналистов. Как мы видели, они настолько напуганы, что вообще не различают – кто и откуда. Для них все журналисты одинаковы – как сотрудники независимых российских медиа, так и корреспонденты государственных каналов, которые всегда были достаточно лояльны режиму Лукашенко. В этот раз задерживали и тех, и других: перед белорусскими омоновцами все оказались равны, – полагает представитель профсоюза журналистов и сотрудников СМИ Игорь Ясин.
Акции протеста после президентских выборов в Белоруссии продолжились вторую ночь подряд. Они сопровождались столкновениями демонстрантов с милицией. Власти официально подтвердили гибель одного из участников протестов в Минске. В понедельник была ранена резиновой пулей корреспондент "Нашей нивы" Наталья Лубневская. Журналистку пришлось госпитализировать. "МБХ медиа" сообщает, что пострадал корреспондент издания Александр Скрыльников: его задела светошумовая граната. Задержанные в Минске в воскресенье российские журналисты Антон Старков, Дмитрий Ласенко, а также основатель проекта WarGonzo Семен Пегов освобождены. Об этом сообщил посол России в Белоруссии Дмитрий Мезенцев. Освободить задержанных в Минске российских журналистов, включая Максима Солопова, потребовали "Ведомости", "Коммерсантъ" и РБК, Совет по правам человека при президенте России, ЛДПР, Союз журналистов. Официальный представитель МИД России Мария Захарова назвала "непропорциональными" действия белорусских властей в отношении журналистов.