Пандемия коронавируса обрушила планы тысяч туристов, которые были вынуждены оставаться в стране пребывания в ожидании вывозных рейсов. Некоторые, уехав в феврале, добираются домой только сейчас. С этим столкнулись и путешественники с Северного Кавказа.
Путь из Токио во Владикавказ
Жительница Северной Осетии Диана Маргиева уехала в Японию 14 февраля. Эпидемия тогда только начиналась, однако в Токио было уже достаточно заболевших. Диана запаслась масками и, рискнув, улетела. Она не могла и предположить, что ее поездка затянется на полгода.
"У меня уже были куплены билеты дальше – в США, – рассказывает Кавказ.Реалиям девушка. – Я собиралась пройти обучение в школе в Сан-Франциско. Но мне пришло сообщение, что школы в этом году не будет. И я решила возвращаться домой через Абу-Даби и Беларусь".
За две недели до долгожданного вылета Диана получила письмо с извещением о его отмене. Следующий самолет был только через месяц. В общей сложности рейсы, на которые она покупала билеты, отменяли четыре раза.
"Из Токио были вывозные рейсы во Владивосток и в Москву, - объясняет Диана. – Но они предназначались для жителей конкретных регионов, и Осетии в этом списке не было. Получается, что, во-первых, мне не могли гарантировать посадку на рейс, во-вторых, по приезде я должна была бы проходить двухнедельный карантин, а в-третьих, билет стоил целых 700 долларов".
Диана сумела покинуть Японию только на прошлой неделе. Сейчас она находится в Минске. Оттуда добраться до Владикавказа тоже нелегко: авиасообщения между Беларусью и Россией до сих пор нет.
"Деньги за билет до Америки мне вернули, а за отмененные рейсы – еще нет, - говорит Диана. – Предлагали бонусами, но меня это не устроило".
А вот обещанных застрявшим туристам денег от российского МИД Диана не получила и уже не получит.
"Я еще первого марта подавала заявление онлайн, - рассказывает девушка. – Спустя пять месяцев после его отправки мне пришел отказ".
Канада – Шри-Ланка – Осетия
Канадец Ричард Фольц пытался вернуться на родину его жены Фатимы из медового месяца, который они проводили в Шри-Ланке. Он покинул Россию 22 февраля, а попал в Северную Осетию уже в мае.
"Казалось, после того, как мы попали на вывозной рейс, все идет гладко, - рассказывает Фольц. - Фатима прошла без проблем, но, увидев мой голубой канадский паспорт, офицер иммиграционной службы замер. Иностранцам запрещен въезд в Россию с марта! Фатима вернулась ко мне и стала объяснять, что я ее муж и что у меня есть частная виза. Начальник рявкнул в ответ: «Покажите мне ваше свидетельство о браке!»".
Фольц вспоминает, что у его жены оказалось фото свидетельства в телефоне, однако пограничники потребовали печатную копию. В итоге им пришлось прождать еще час, пока в аэропорту удалось разыскать принтер.
Несмотря на то, что Ричард и Фатима планировали незамедлительно покинуть Москву и отправиться домой во Владикавказ, чтобы самоизолироваться на 14 дней, их планам не суждено было сбыться.
"Эти надежды быстро развеялись, когда нам вручили бланки, в которых говорилось, что мы «добровольно» согласились находиться под наблюдением в течение 14 дней в правительственном карантинном центре, - говорит Фольц. - Бланки давали нам выбор между согласием и отказом, но нам казалось, что последний вариант повлечет за собой тюремное заключение. И все же сначала Фатима отказалась подписывать. Она возмущалась тем, что москвичам разрешили самоизолироваться дома, и настаивала, чтобы нам разрешили сделать то же самое во Владикавказе".
История Ричарда и его супруги закончилась хорошо, в конце концов они вернулись во Владикавказ. Однако тысячи застрявших на отдыхе россиян все еще пытаются пытаются попасть домой. В телеграм-чате "Застрявшие в Германии" - полторы тысячи человек. "Застрявших в Таиланде" - тысяча. Таких групп десятки. Люди обсуждают всего два вопроса: как уехать домой и ждать ли от государства компенсаций.
По официальным данным, с середины марта в Россию вернулись вывозными рейсами 270 тысяч туристов.