24 июля в стамбульской Айя-Софии состоялась первая коллективная мусульманская молитва. Это снова мечеть - больше не собор и не музей. На пятничный намаз пришли тысячи верующих, однако в здание запустили не более 500, как того требуют меры по противодействию пандемии коронавируса.
Айя-София - одна из наиболее значимых построек на территории современной Турции. Она была возведена в Константинополе (современный Стамбул) еще в VI веке и на протяжении нескольких столетий оставалась крупнейшим христианским храмом в мире. В XIV веке, после захвата Византии турками, была переделана в мечеть, а с 1934 года получила музейный статус и со временем стала одной из самых посещаемых туристами достопримечательностью. Возвращению здание в лоно ислама способствовал президент Реджеп Тейип Эрдоган, он принял участие в первой после открытия пятничной молитве.
Отметим, что смена статуса Айя-Софии огорчила папу римского Франциска. А патриарх всея Руси Кирилл и вовсе увидел в этом "угрозу всему христианскому миру". Бурная полемика по этому вопросу продолжалась и в отечественной блогосфере: причем как в исламских, так и православных пабликах.
Кавказ.Реалии поговорили российским исламоведом Ахметом Ярлыкаповым о том, насколько обоснована критика по поводу мечети, велик ли риск обрушения в ней купола, что связывает кавказцев с Турцией и почему Айя-София - яркий пример религиозной терпимости.
- Ахмет Аминович, почему тема Айя-Софии вызывает особенный интерес на Северном Кавказе? Люди горячо обсуждают ее в соцсетях, выражали желание поехать в Стамбул для участия в первом джума-намазе.
- В первую очередь потому, что все это очень сильно распиарили в России наши отечественные СМИ. Впрочем, для северокавказцев все, что происходит в Турции - не пустой звук. В силу разных причин. Во-первых, Стамбул, да и вообще Турция - это место, где находится довольно значительная кавказская диаспора, еще со времен присоединения Северного Кавказа к Российской империи. Но даже за последние 30 лет довольно много северокавказских мусульман переселилось в Турцию, это так называемые "новые мухаджиры".
Во-вторых, в последнее время Турция себя позиционирует как защитница мусульманских интересов. Насколько она в реалиях такова - непонятно, но тем не менее, такое позиционирование есть и оно находит очень живой отклик на Северном Кавказе, особенно среди мусульманской молодежи. Так что с Турцией у Северного Кавказа много связей разного рода: религиозных, культурных, исторических и прочих. Поэтому такой живой интерес.
- В полемике фигурирует аргумент, что история знает много и противоположных случаев: когда мечети переделывали в церкви. Насколько распространено это явление?
- Таких случаев естественно много, потому что завоеватели часто переделывают культовые места. Мусульмане в этом смысле не первооткрыватели. Мечети также не только переделывали, более того, часто мечети разрушали. Вспомните Индию - там была разрушена мечеть Бабри 16 века из-за того, что она оспаривалась индуистами. И таких спорных мест - масса. Например, по мнению иудеев, комплекс мечетей на Храмовой горе в Иерусалиме находится на месте древнего храма. Это тоже вызывает горячие споры. В Испании есть известные примеры мечетей, переделанных в храмы. Да и в целом мире их много.
Если вы посмотрите на Айя-Софию - то все эти мозаики не были уничтожены, они были просто прикрыты. И прикрыты были довольно поздно - называют где-то 16-17 века. А до этого долгое время они оставались открытыми и никому не мешали молиться. Как раз Айя-София является примером достаточно толерантного отношения к наследию другой религии. Масса есть комментариев в той же русскоязычной блогосфере, и много православных высказывали мнение, что лучше уж пусть храм используется по прямому назначению: пусть люди молятся, нежели будет музей.
- А как вы сами отнеслись к этому решению?
- Я отношусь к этому достаточно нейтрально. Исследовательские работы в Айя-Софии наверняка не прекратятся. А мне даже хорошо: если я в следующий раз окажусь в Стамбуле, мне не надо будет платить каких-то огромных денег, чтобы туда зайти. Теперь это будет бесплатно.
Были какие-то страшилки, что все эти мозаики якобы будут соскребать. Я думаю, что никто ничего соскребать не будет. Все-таки Айя-София входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. И я более чем уверен, что соответствующее отношение к зданию сохранится.
- По предостережению экспертов, конструкция купола такова, что он "расползается", из-за чего специалисты каждый день следят за появлением даже самых маленьких трещин на поддерживающих его арках. Ряд ученых уже высказали опасения, что из-за возобновления ежедневных молитв проводить эти наблюдения будет сложнее, а значит храм будет разрушаться быстрее. Что вы об этом думаете?
- Такие рассуждения выставляют мусульман как безответственных людей. Еще раз скажу: Айя-София входит в список ЮНЕСКО, а значит ее финансирование сохранится. Как я уже сказал, исследовательская работа не прекратится. И работа по содержанию здания продолжится тоже. Я считаю, что это просто какая-то истерика.
- Можно ли сказать, что Турция повлияла на распространение ислама на Северном Кавказе?
- Отчасти. В северо-западный Кавказ ислам действительно шел либо непосредственно из Турции, либо через ее вассала - Крымского ханства, которое сыграло большую роль в исламизации этого региона. В Дагестане, как известно, ислам начал распространяться гораздо раньше в результате арабских завоеваний. Но при этом трудно сказать, что одна часть Северного Кавказа связана с Турцией больше, чем другая. Дагестан имел очень крепкие связи с Османской империей, имамат Шамиля также был с ней в тесном контакте.
Турция была очень серьезным игроком на Северном Кавказе. Этот регион был близок к ней даже чисто территориально. Если же посмотреть на состав мухаджирства (массовое переселение кавказцев после присоединения их территорий к Российской Империи - ред.), то там, конечно, очень много выходцев с Крыма, черкесов и ногайцев с северо-западного Кавказа. Но при этом достаточно представителей даже таких маленьких дагестанских народов, как цезы. У них до сих пор есть населенные пункты в Турции, и они держат связь со своей родиной. Я уже не говорю об аварцах и так далее. Так что и Дагестан, и Чечня, и Ингушетия тоже достаточно серьезно культурно и исторически связаны с Турцией.
Даже у осетин есть своя диаспора в Турции. Несмотря на то, что сейчас осетины в большинстве своем православные, очень много осетин-мусульман в свое время тоже переселилось в Османскую империю.