В Кабардино-Балкарии идут судебные разбирательства с заводом "РИАЛ" - одним из крупнейших производителей этилового спирта в Европе. В ходе внеплановой проверки Росалкогольрегулирование выявило на предприятии многочисленные нарушения и предупредило о возможном скором закрытии завода. В ответ сотрудники обеспокоились: как о потере рабочих мест, так и об экологических последствиях такого решения - при закрытии придется вылить сотни цистерн браги.
"Компания РИАЛ имеет возможность производить, сортировать и хранить большие партии однородного спирта марок: «Альфа», «Люкс», «Экстра», высшей очистки, что гарантирует клиентам стабильный, качественный результат их работы", - утверждается на сайте компании.
Однако Росалкогольрегулирование (РАР) мало волнуют заявления о качестве производимого спирта. По данным ведомства, у завода, находящегося в городе Прохладный, имеется много нарушений, которые необходимо устранять, а в противном случае его нужно закрыть.
"Сейчас идут судебные разбирательства с этим предприятием. Мы не комментируем сложившуюся ситуацию до их завершения и опубликования окончательного решения суда", - сообщили "Кавказ.Реалии" в ведомстве.
Сотрудники завода рассказали, что причиной претензий РАР стала недостача. Однако, по их словам, инвентаризацию никто не проводил, а замеры, проведенные во время выездной проверки, показали допустимые потери.
Экскурс в историю
Завод "РИАЛ" был основан в 2004 году. Им владеет компания с ограниченной ответственностью "Эвисама Холдинг ЛТД", зарегистрированная на Кипре. Судя по открытым данным, с финансами у него не все гладко. Если в 2012-м году выручка предприятия составила 1,4 млрд рублей, то в 2018-м – всего 2,7 миллиона. Прибыли такая выручка не приносила и вовсе.
Завод "РИАЛ" традиционно связывают с именем бизнесмена Хадиса Абазехова. Сейчас по документам он к нему отношения не имеет. На кипрские компании его предприятия (а "РИАЛ" - далеко не единственное производство, которым он владеет) были переоформлены еще несколько лет назад.
В марте 2020 года завод судился с поставщиком газа, прося о возобновлении газоснабжения. Ранее "РИАЛ" задолжал компании "Газпром Межрегионгаз Нальчик" более 40 млн, а выплатил ему лишь 10. Как и сейчас, завод ссылался на то, что он является градообразующим предприятием. В итоге поставки возобновили. А свои обязательства завод выполнил: он трудоустроил 400 человек, увеличив в три раза численность своих работников.
Такое решение суда стало неожиданным и беспрецедентным. Но сотрудники завода остались на своих рабочих местах, руководство продолжило получать прибыль от заказов.
"Из-за инициированного государством кризиса в 2007-2008 годах в России осталось только 35-40 спиртзаводов, - рассказал "Кавказ.Реалии" руководитель Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз. – Все пустили на самотек, заводов осталось очень мало. Плюс практически установилась госмонополия. Если раньше государству принадлежало 40 процентов, то сейчас около 90 процентов спирта производится на госпредприятиях".
Дробиз обращает внимание на производство биоэтанола, которое должно было выправить ситуацию с практически закрытыми спиртзаводами.
"Заводы стояли, ждали. Закон принят, но потребности в биоэтаноле нет, - говорит Дробиз. - Более того, сейчас будут поддерживать тех автомобилистов, которые оборудуют свои транспортные средства газовыми установками. Обидно, что десятки великолепно оснащенных заводов стоят без дела. «РИАЛ» - завод огромный, хороший. Мог бы что-то производить".
Что будет дальше?
РАР апломбировал оборудование и потребовал прекратить производство спирта. В ответ сотрудники завода в июне записали видеообращение к президенту России Владимиру Путину. Конечно, беспокоились они в первую очередь о своей судьбе: одномоментно 600 человек, живущих в небольшом городе, работы не найдут. Пример – североосетинский завод "Электроцинк", с которого сократили более 1000 человек, пообещав им трудоустройство. Вакансии его бывшим сотрудникам хоть и предлагали, но обещанная зарплата была ниже заводской в несколько раз.
Сотрудники завода в своем обращении предупредили о техногенной катастрофе, объяснив, что если они, соблюдая требования законодательства, выльют более сотни железнодорожных цистерн браги, то очистные сооружения не справятся с такими объемами.
Заводу разрешили закончить производство. Что будет дальше? Этот вопрос остается открытым. В своем обращении сотрудники говорят, что могут принять на работу еще полторы тысячи человек. После пандемии коронавируса это могло бы стать спасением для республики, утверждают они.