Российский миллиардер Игорь Рыбаков и художник Алексей Сергиенко объявили конкурс на лучший проект памятника врачам-героям. На него приглашаются творческие люди со всего мира. Авторам пяти лучших проектов обещано по 100 000 рублей.
Обсуждение проектов пройдет в два этапа. А сам памятник установят в международный день врача – 5 октября этого года. Но пока не ясно, где он будет стоять. Хотя в прессе упоминаются три города – Санкт-Петербург, Махачкала и Ростов.
В пресс-службе мэрии Махачкалы сообщили, что какой-либо информации и указаний по месту установления памятника пока они не получили.
Собеседница "Кавказ.Реалии" из Махачкалы Раиса Магомедова считает, что памятник врачам непременно должен быть установлен в Дагестане, где список погибших в борьбе с коронавирусом медработников уже перевалил за 40 человек.
Мурад Алиев, житель города, солидарен с ней: "Врачи ведут войну на своем фронте, умирают, спасая жизни. Почему их подвиг не достоин памятника? Такого же, как памятник неизвестному солдату?".
Продавщица Салимат Омарова полагает, что "памятник ничего не даст", лучше, если помочь врачам средствами индивидуальной защиты, чтобы они не заражались.
Предприниматель из Махачкалы Шафи Акушали считает целесообразным установить памятник врачам сейчас: "Ведь они сегодня очень нуждаются в моральной и психологической поддержке со стороны государства и общества. Но, к сожалению, этой поддержки и понимания в России, особенно в Дагестане, не чувствуется. Дагестанцы не доказали, что они благодарны врачам за их старания. Например, в Париже каждый день в семь вечера люди выходят на балкон, хлопают и что-то читают в честь врачей. Дагестанцы так никогда не сделали, и не думаю, что сделают".
Соучредитель общественной организации "Монитор пациента" Халид Омаров также считает, что "ни в коем случае нельзя принижать вклад врачей, которые находятся на передовой в борьбе с этим страшным вирусом": "Но проблема в том, что памятники уже изжили себя, как возможности для увековечивания каких-то подвигов. В мире существует другая практика. Будет правильнее, чтобы в памяти остался труд врачей, можно разбить сквер с деревьями, на которых будет установлена табличка с именами врачей".
Ставить памятники "бегом, по прошествии какого-то события" директор музея истории Махачкалы Зарема Дадаева называет этаким дагестанизмом. Памятники, считает она, надо устанавливать спустя какое-то время, поняв масштабы дела: "Мы же все понимаем, о чём мы говорим. Это люди - герои, которые погибли ради нас с вами в мирное время из-за нашей беспечности. Это все понятно. Это большая трагедия. Ну, вот то, что касается памятников – ставить их бегом, неосмысленно приняв решение – я считаю: неправильно. Не нужно этого делать".
Идея с парком, с деревьями, с живым – это "гораздо более крутая история", говорит собеседница: "Это гораздо лучший памятник, чем забетонированное какое-то. Тем более я не уверена, насколько справятся с памятником. У нас скульпторы есть прекрасные. Но, к сожалению, до финала доходят те люди, которые… Почему-то выбирают их на конкурсах. Непонятно, почему. Вернее, понятно почему. А настоящие работы мы так и не видим. И город обезображен какими-то корявыми скульптурами, на которых страшно смотреть, которые не имеют отношения к художественной мысли".
Памятник, отмечает Дадаева, это не только сходство человека, правильно выполненная фигура человека, пропорции: должен быть замысел. А с этим большие проблемы.