Ссылки для упрощенного доступа

"Людей хоронили до самого утра"


В больнице, село Нижнее Казанище
В больнице, село Нижнее Казанище

В дагестанском селе Нижнее Казанище местную больницу оборудовали с помощью пожертвований. Шерифулла Акаев, основатель фонда им. Абусуфьяна Акаева, с начала мая собирает средства и волонтеров в помощь больным с COVID-19.

В 20-тысячном селе всего одна условно оборудованная больница на сто коек. С начала пандемии здесь умерли около тридцати местных жителей. Коронавирус у них не был подтвержден – тестов нет.

О ситуации с врачами, медикаментами и о действиях чиновников Акаев рассказал в интервью "Кавказ.Реалии".

- Второго мая позвонил односельчанин. Его отец, заболевший пневмонией, нуждался в лекарствах. Человеку 78 лет. С трудом нашли консультацию врача по телефону, я взялся привезти таблетки. Четыре часа мотался по Буйнакску: нет ни в одной аптеке. Даже парацетамола не нашел. Нашлись аналоги двух препаратов, остальное искали по знакомым через группы в вацапе. Я понял, что это катастрофа. Стало страшно, лечиться нечем. У меня много родни, пять братьев, две сестры, мама, дети, внуки. Что делать, если коронавирус? Выяснилось, что лекарств нет и в больнице. Их должны привозить близкие пациентов. Мы писали во всех соцсетях, искали лекарства по всей России. Заказали в Москве, Ростове, Санкт-Петербурге и даже в Сургуте. Земляки из разных регионов прислали все, что сумели найти. Часть посылок мы передали в больницу. Кроме того, мы вели сбор средств на борьбу с COVID-19. За десять дней собрали 2700000 рублей.

В больнице, село Нижнее Казанище
В больнице, село Нижнее Казанище

- А какова ситуация с персоналом?

- Многим работникам больше 65 лет, их отправили на самоизоляцию. Нехватка рабочих рук ударила по больным, которые остались без врачей и медсестёр. Пациенты плакали от боли и страха, говорили, что их бросили. Снова пришлось прибегнуть к объявлениям через мессенджеры. На следующий день на работу вышли пять медсестер-доброволиц. Из студентов-медиков старших курсов, и из тех, кто давно не работает, мы организовали врачебные волонтерские отряды. Всего около ста человек.

- Медики обеспечены средствами защиты?

- В больнице и поликлинике ничего поначалу не было. Даже стоек для капельниц. Минздрав республики не справился. На собранные пожертвования мы закупили оборудование и защитные костюмы для наших волонтеров и врачей больницы. Через фонд обеспечили 415 больных лекарствами. Они лечатся дома. Студенты только отслеживают их состояние и корректируют дозу препаратов в случае почечной или печеночной недостаточности. К сожалению, один из наших добровольцев тоже заразился.

- Как реагируют официальные лица на вашу деятельность?

Шерифулла Акаеа
Шерифулла Акаеа

- Руководство отдела здравоохранения района недовольно, они не хотят огласки происходящего. Говорят, что мы лезем не в свои дела, не даем врачам выполнять их функции. Конечно, это не так. Мы открыли наш штаб в десяти шагах от ворот больницы, чтобы мониторить ситуацию. Препаратов нет, чиновники отвечают, что на столько больных не рассчитывали. Больница на сто коек перегружена, сейчас там сто пять больных. На всех два врача. Лечить больных с коронавирусом присылают гинеколога и офтальмолога, а они не в курсе, как его лечить. Нет ни одного аппарата ИВЛ, ни одного томографа. На компьютерную томографию посылают в Буйнакск. А ведь на простом рентгене атипичную пневмонию не видно.

Людей госпитализизуют, они лежат, стонут. В больнице была всего два кислородных аппарата. А у пациентов сатурация 80, 70, 65. И постоянно падает даже до 30 и все – люди умирают, ничего невозможно сделать! В селе всего два кислородных аппарата. Через интернет нашли еще четыре, б/у, но с малой наработкой.

- Тесты на COVID-19 делают?

- Их нет. Умершие не попадут в статистику по коронавирусу. Между тем, с начала мая люди умирают один за другим. В одну из ночей было шесть похорон, на следующий день еще семь. Людей хоронили до самого утра. Ощущение как на войне. В основном умирают пожилые, но не только они. Умер мужчина 43 лет, спортсмен, 48-летний директор спортивного комплекса, тридцатилетний местный парень, тоже вполне крепкий. Есть семьи, где, к большому сожалению, по несколько человек умерло в течение недели. Если бы лекарства и оборудование изначально были, их можно было бы вытянуть.

В больнице, село Нижнее Казанище
В больнице, село Нижнее Казанище

- Вспышки болезни случаются после похорон первых умерших, где собирается много народу. Как их верно организовать?

- Мы нашли место близ села, где можно соблюсти ритуал, омыть покойника в защитных костюмах. До этого действительно погребение без предосторожностей привело к массе заражений.

- Как вы сами себя защищаете?

- С первых дней из защиты только маски. Понимаем, что опасно. Больных на своих автомобилях приходилось к врачам везти. У меня, например, сейчас температура и я тоже консультируюсь с медиками.

XS
SM
MD
LG