Саида Гаджиева родом из Дагестана. Она учится в Московском государственном университете несмотря на то, что в 15 лет потеряла зрение. Девушка разработала программу туристических маршрутов для незрячих и протестировала их на себе. В интервью "Кавказ.Реалии" Саида расказала, как ей удается никогда не сдаваться.
– Саида, расскажите свою историю. Вы говорите, что видеть перестали с 15 лет. Почему вы потеряли зрение?
– Я родилась в обычной семье в Махачкале. Родители развелись, когда мне было четыре года. Приблизительно в это время мне и поставили диагноз – врожденная катаракта, близорукость. После нескольких операций зрение удалось улучшить, но, к сожалению, лишь на какое-то время. Видеть я перестала в возрасте 14-15 лет. И вся моя жизнь изменилась в одночасье. Сейчас я учусь в МГУ им. М. В. Ломоносова, на факультете иностранных языков и регионоведения. В 2019 году я даже победила в национальном чемпионате "Абилимпикс-2019". Работаю переводчиком, а также автором и руководителем проекта "Доступный туризм".
– Как у вас получается учиться в университете?
– В университете, к сожалению или к счастью, у меня нет специальных курсов для слепых. Я учусь с помощью техники Apple, у нее есть функция экранного доступа, когда вся информация озвучивается. Я учусь на лингвистическом и естественно, многие тексты мне приходится сканировать и адаптировать с помощью этой функции.
– Вы недавно создали туристические маршруты для незрячих в Дагестане. Чем они будут отличаться от обычных?
– Для людей, потерявших зрение и слух, мы внедрим специальный транспорт, который будет их возить во время экскурсий из пункта А в пункт В. С ними будут работать предварительно обученные гиды и волонтеры.
Отправной точкой для создания этого проекта стала моя практика в министерстве туризма и народных промыслов Дагестана. Пришлось самой объездить некоторые туристические маршруты и убедиться в том, что они не приспособлены даже для здоровых людей! Будем исправлять эту ситуацию.
– Каково сегодня положение людей с инвалидностью в Дагестане. С какими проблемами они сталкиваются?
– У инвалидов Дагестана есть три существенные проблемы – это трудоустройство, отсутствие доступной среды и комфортного передвижения по городу, а также недостаточное количество врачей. У нас нет тех же реабилитологов, и я очень надеюсь на то, что мой проект станет толчком для улучшения условий для людей с ограниченными возможностями в республике. По крайней мере, мы будем делать всё для этого.
– Вы перестали видеть в 15 лет. Что вам помогло не сдаться?
– Прежде всего, сдаваться – не в моих правилах. Меня же воспитывали на Кавказе и, видимо, характер и умение преодолевать даже самые трудные препятствия были заложены с раннего детства. Но я также поняла, что сильными не рождаются – сильными становятся, потому как слабым нет места в этом мире. Приходится бороться за свое место под солнцем. С другой стороны, я всегда знала, что если сдамся, то подведу всех тех, кто в меня верил, кто в меня вкладывал свои силы, энергию, заботу. В первую очередь, мою любимую маму. А какой ребенок захочет причинять матери столько боли? Так и живём: она боролась из-за меня, а я ради неё.