В конце января руководство шелтера в лице Фариды Бахшиевой и Евгении Величкиной потребовало от подопечных, троих женщин, немедленно выселяться вместе с малолетними детьми. Это Асет (четверо детей) Мария (имя изменено, двое детей) и Хадижат (двое детей).
Среди причин руководство указывает то, что женщины оставляли детей на несколько дней без присмотра, на них была получена жалоба из-за курения. Кроме того, возникло недопонимание с договорами: в приюте заявляют, что, вопреки ожиданиями подопечных, не обязаны устраивать их малышей в детский сад.
Как рассказали женщины "Кавказ.Реалии", история угроз выселением, подтвержденная аудиозаписями телефонных и личных разговоров, началась 9 января.
Согласно их версии, Фарида пригрозила им словами "на улицу все пойдете" после того, как они отказались заниматься уборкой и ремонтом бывшего помещения кризисного центра, откуда приют съехал перед новым годом. Они объясняют свой отказ тем, что в тот день болели дети и матери не могли их надолго оставить одних.
На следующий день после предупреждения от руководства, по словам Асет, женщины согласились. Мария и Хадижат пошли заниматься ремонтом, а Асет осталась смотреть за всеми детьми. В награду за это руководство приюта пообещало устроить детей в садики и школы.
При этом до сих пор ни один ребенок из восьми не определен ни в сад, ни в школу.
"Приедут журналисты, что мы должны им показать?"
По словам Хадижи, она и Мария занимались уборкой и ремонтов десять дней подряд с часу дня до часу-двух ночи. При этом их не кормили, не предоставляли денег на проезд и даже не оплатили саму работу.
В качестве вознаграждения за труд им предложили посетить салон красоты, но позже заявили, что их будут снимать некие "телевизионщики". Женщины объяснили, что в убежище они скрываются и не могут ни показать свои лица, ни рассказать свои истории. После чего 29 января произошел следующий разговор (аудиозапись имеется в редакции).
Асет: "Сейчас мы вместе пообщались, и женщины не согласны сниматься".
Фарида Бахшиева: "Мария (имя изменено) соглашалась. Пока вы не приехали, все были согласны. Если все не согласны, тогда, пожалуйста, сегодня освободите до завтра приют. Я приду и заберу ключи. Потому что позорить меня и нашу организацию перед журналистами нехорошо".
Асет: "Мария сказала, что все, что вы просили, выполнила, а на другое не подписывалась. Она говорит, что там (в прошлой квартире приюта) убирала и Хадижат убирала".
Фарида: "Выбор за вами остается. Приедут журналисты, что мы должны им показать? Мне нужны реальные истории наших подопечных. (…) Я завтра к 12 часам приеду и просто распускаю приют".
"Получили жалобы за курение"
Уже на следующий день Бахшиева и Величкина разослали по редакциям пресс-релиз с обоснованием выселения трех подопечных.
Там, в частности, сказано: "Подопечные вызвались помочь нам с побелкой, подчеркнув, что для них в данный момент устройство детей в детский сад очень необходимо (устройство детей подопечных в частный детский сад не является обязанностью нашего центра)".
Относительно выселения Асет руководство подчеркивает, что она уехала и оставила в приюте детей на несколько дней. Впрочем, Хадижа утверждает, что Асет согласовала отъезд с ней и она согласилась присмотреть за детьми.
"Также мы получили жалобы от соседей и хозяйки за курение в подъезде подопечной, поскольку дым проникает в жилые квартиры. Она также уже получила два предупреждения от нашего центра, поскольку мы заставали помещение приюта в задымленном состоянии от сигарет", - аргументирует выселение женщин "Теплый дом".
На вопрос корреспондента "Кавказ.Реалии" о договорах шелтера с подопечными Евгения Величина сообщила, что каждая подписала его при заселении и документы могут быть выданы по запросу, но за ними никто не обращался.
Однако спустя сутки в пресс-релизе центра была уже иная информация: "Наше руководство подняло личные дела проживающих подопечных, а также всех предыдущих выпустившихся подопечных за последние шесть месяцев. Мы обнаружили, что ни один договор о проживании в центре за последнее время не был подписан ни с одной стороны. То есть все договоры были пустые. За заполнение и ведение документации отвечал наш бывший сотрудник Мадина Гамзатова, которой неоднократно делались замечания по поводу ведения документации. На тот момент она уже была уволена из центра".
"Кавказ.Реалии" связались с Гамзатовой. Она утверждает, что все женщины, изначально согласные на публикацию их фото и видео, а также на публикацию изображений их детей, ставили свои подписи на соответствующих договорах. Если женщина была не согласна, подпись отсутствовала. Все документы и отчеты она передавала Фариде и Евгении, без отчетов ей не выплачивали зарплату.
Гамзатова, в свою очередь, также обижена на приют - она обвиняет руководство в клевете - о том, что якобы "уволили ее с позором".
"На самом деле мне сказали, что у них закончился грант. Я не знаю, зачем они врут, но я это дело так не оставлю, если надо, то и до суда дойду"! - грозится она.