Президент России Владимир Путин выступил за отстранение от должности чиновников, которые позволяют себе грубо разговаривать с людьми. Среди российских регионов особенно знаменито резкостями руководство Чечни.
Не разбираться, а увольнять госслужащих за оскорбление чести и достоинства гражданина предложил Путину председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов на заседании Совета по правам человека при президенте РФ 10 декабря.
"В целом я полностью разделяю вашу позицию. - ответил ему президент России. - Если человек пришел на работу в государственный орган или муниципальный, еще хамит, людей оскорбляет, ему там не место".
При этом Путин предложил сначала посоветоваться с вице-президентом Адвокатской палаты Москвы Генри Резником. Тот, в свою очередь, не выразил энтузиазма:
"Над этим вопросом нужно крепко подумать, потому что он может усилить репрессивное давление государства", - заявил Резник ТАСС. Он не знает, нужно ли создавать специальную норму за оскорбление чиновником гражданина, ведь "понятие оскорбление несет в себе большую долю субъективизма" и "эта норма очень неопределенная".
Напомним, зато в России есть специальная норма за обратное - оскорбление гражданином чиновника. Нарушителям грозит штраф до 100 тысяч рублей. Кроме того, МВД страны осенью подготовило поправки в закон "О полиции" с целью защитить силовиков от порочащей их информации в интернете. Коммунистическая партия вносила в Госдуму законопроект об оскорблении граждан (предлагалось штрафовать госслужащих до 30 тысяч рублей), но он был отвергнут правительством РФ.
Однако и без закона некоторые российские чиновники уже лишились своих постов из-за неоднозначных высказываний в адрес граждан.
Так, губернатор Ставрополья Владимир Владимиров в ноябре 2019 уволил своего полпреда Константина Шишманиди за "резкий стиль ведения диалога с жителями": тот отсчитал мужчину за приход на прием без предварительной записи. В феврале 2019 ушла в отставку глава департамента молодежной политики Свердловской области Ольга Глацких после слов "вам государство вообще в принципе ничего не должно, а вам должны ваши родители, потому что они вас родили". В Саратовской области экс-министр труда Наталья Соколова была уволена после заявления в октябре 2018 о том, что в прожиточный минимум 3,5 тысячи рублей можно уложиться, ведь "макарошки всегда стоят одинаково".
А вот глава Чечни Рамзан Кадыров делает скандальные заявления регулярно и жестче, с оскорблениями и угрозами - но сохраняет должность.
Ему сошел с рук призыв "убивать, сажать, пугать" за оскорбления в интернете, формулировка "шайтаны, козлы, черти" в адрес критиков его слов об Имаме Шамиле, сравнение правозащитников с террористами и запрет им на въезд в Чечню. Своих критиков из чеченцев он часто клеймит "незаконнорожденными", и это ему позволяется.
За слова Кадырова "судья продажная, козел ты" на футбольном матче в 2013 году понёс ответственность не он сам, а клуб "Терек" (нынешний "Ахмат"). Наказание ограничилось штрафом в 100 тысяч рублей и одним матчем на нейтральном поле.
Резкостями знаменит спикер парламента Чечни Магомед Даудов, при этом словами не ограничивается: в августе 2019 он схватил и увел с поля судью матча "Ахмат" – "Спартак". За это оштрафовали футбольный клуб "Ахмат" на 215 тысяч рублей, Даудов же сохранил и должность спикера, и пост президента клуба. Ранее он обматерил краснодарского футболиста Павла Мамаева, а в январе 2017 призвал к насилию над главным редактором "Кавказского узла" Григорием Шведовым. Он бесцеремонно наорал на жителей села Давыденко в марте 2017 года, требуя от них выдать автора видео об избиении силовиками 100-летней женщины.
Замминистра внутренних дел Апти Алаудинов в 2016 году пригрозил убить критика Кадырова из села Кенхи Рамазана Джалалдинова, а в октябре 2019 назвал "шайтанами" журналистов, сообщивших о его участии в заговоре против Кадырова. "Ищите место, где спрятаться", - заявил замминистра.
Реакция Кремля на такие выпады проста: он либо их игнорирует, либо "не знает контекста сказанного", либо "не верит переводу".
Зато гражданам, задевшим честь чиновников, приходится несладко: в Чечне заставляют извиняться, публично отчитывают. В Дагестане тоже этот метод иногда берется на вооружение: за оскорбление экс-главы республики Рамазана Абдулатипова в июле 2017 молодые люди с фиолетовыми от побоев лицами также каялись на камеру.