В Дагестане среди молодежи становятся популярными татуировки. Открываются студии тату, одни работают вполне легально, другие маскируются под салоны красоты. Хороших мастеров передают "из рук в руки". Каждый видит в тату свое значение. Кто-то делает на память, а кто-то - чтобы выделиться.
"Три года назад мы первыми открыли студию тату в Махачкале, – рассказывает менеджер студии Рустам. – Помещение арендовали у ресторана, били очень дёшево, но при этом гарантировали качество".
Через некоторое время заведение было закрыто, а коллектив создал новую студию, работающую и сейчас.
"Мы так же открыто и можно сказать иногда дерзко рекламируем свои услуги, – говорит Рустам. – Как? Прозрачно намекаем на 'неформальность' заведения. Один из слоганов, который использовали в интернет-таргетинге, – 'Били нефоров до того, как это стало мейнстримом'. Волна негатива была, но ничего серьезного: несколько человек атаковали мой личный, рабочие профили. Писали, что 'нам все вырежут' и 'так мы в рай не войдём'. Все по стандарту. Но все угрозы в мой лично адрес или в адрес мастеров всегда остаются в интернете. Да и людей, которые проще относятся к тату, все больше".
Рустаму трудно сказать, кого больше среди клиентов: мужчин или женщин. Рисунок на теле интересен и тем, и тем.
"Каких-то серьезных подсчетов мы не ведём. Но если просто по ощущениям – девушки приходят чаще. Забивают на закрытых местах, в районе груди, на животе. 90 процентов – это надписи. Цветочки бывают, узоры различные. Парни чаще делают объемные, большие работы".
Стоимость татуировки зависит от эскиза. Надписи, к примеру, обойдутся в 1000-3000 рублей. Мастера говорят, что набить тату в Дагестане обойдется гораздо дешевле, чем в другом регионе.
"У нас, с каким бы огромным эскизом человек не пришел, клиент готов заплатить за него не более 5 тысяч рублей. Поэтому мы сильно снижаем цену. Если тату в других регионах стоит 20 тысяч, мы ее делаем за 7-10. Это скорее вынужденная мера, чем привлечение клиентов", – говорит он.
Тату горянок
Диана украшает чужие тела уже почти год. У самой девушки десять татуировок.
"Этот раздел моей жизни начался, когда я усердно искала себя. Часто рисовала 'в стол', для себя. Очень хотелось направить свои умения в правильное русло. Отучилась шесть лет на биолога, но не чувствовала себя в своей тарелке.
Однажды подруга, которая отучилась на тату-мастера, предложила мне сделать татуировку. С этого и началась моя любовь к рисунку на теле", – вспоминает мастер.
Среди клиентов Дианы мужчин и женщин примерно поровну. Она признается, что многих удивляют девушки, делающие тату. Поэтому они выбирают менее заметные места на теле.
"Это связано со строгостью нравов многих родителей. Даже я не всегда могу похвастаться своим новой татуировкой из-за боязни осуждения. Не могу сказать, что у нас приветствуется татуировка, но везде есть исключения. Народ у нас разношерстный, и все вполне себе уживается, если придерживаться рамок разумного".
К тому же Диана вспоминает, что татуировки дагестанцам не чужды. Ведь горянки тоже делали тату.
"Это очень интересная тема. Не раз замечала у пожилых женщин точки на пальцах, различную символику. Позже узнала, что у каждой народности были свои метки. Кто-то ставил точки на пальцы, чтобы показать, что девушка готова к замужеству, наносили символику плодородия, это все считалось очень важным".
Табу на тату?
У специалиста SMM Марата Лугуева четыре татуировки. На вопрос, как бы он отнесся к желанию супруги сделать татуировку, отвечает, что все зависит от того, что именно бить.
"Я не против тату в целом. А с частностями надо разбираться. Например, знак бесконечности я бы запретил. Или иероглиф. Пошло очень. А красивую, современную – да".
По исламским канонам делать татуировку на теле человека нельзя. Она расценивается как попытка видоизменить свое тело, что считается греховным.
"Я знаю, что религия против. И если в этом случае я становлюсь хуже в глазах Творца, то постараюсь восполнить это благостью в других, более важных чем тату, делах", – заключает Марат.