17-летний Бекир Сулейман, казненный курдскими боевиками вместе со своим другом арабского происхождения за отказ воевать против турецких вооруженных сил, похоронен в сирийском городе Хасака.
Бекир – потомок этнических чеченцев, проживающих на территории Сирии после Кавказской войны XIX в. Семья Бекира родом из приграничной с Турцией деревушки Рас-эль-Айн, в которой до военных действий проживало до тысячи этнических чеченцев. В последние дни в этом районе велись бои турецких вооруженных сил с курдскими формированиями.
Чужая война
Бекир Сулейман жил в городе Хасака. Он приехал в Рас-эль-Айн к своим родственникам и из-за начавшихся военных действий не смог уехать обратно.
По сведениям живущего в Турции чеченского журналиста Сасланбека Исаева, Бекир и его друг, сирийский араб Азиз Махмут Аль-Шакр, были расстреляны курдскими вооруженными группами вместе с еще 33 жителями села. Причиной стал отказ воевать против турецких военнослужащих.
Расстрел произошел в здании ранее действовавшего ресторана Эль-Сафих на выезде из Рас-эль-Айна в сторону Хасаки, рассказал "Кавказ.Реалии" Исаев.
"Бекир и Азиз были задержаны патрулем курдских боевиков у себя дома, в Рас-эль-Айне, в квартале Эль-Абра за отказ от принудительной мобилизации. Затем их всех увезли в здание бывшего ресторана, который функционировал до самого начала турецкой военной операции. Всего туда привезли 35 человек. Бекир и Азиз были убиты двумя выстрелами в затылок. После расстрела родственники Азиза обнаружили их тела, вывезли для захоронения в населенный пункт Эль-Тамир, где родственникам Бекира было передано его тело", - рассказал Исаев.
Информация о смерти Бекира Сулеймана Исаеву подтвердили проживающие в Турции родственники молодого человека. Родные похоронили его в городе Хасака.
Противостояние
В 2015 году журналист посещал вайнахские села Сирии, Рас-эль-Айн и Эль-Сафих. Он рассказывает, что тогда селам угрожала опасность от боевиков экстремистской организации "Исламское государство", контролировавших ближайшие территории.
"Этнические чеченцы и ингуши воевали против ИГ вместе с курдами, которые предоставляли местным жителям оружие. До начала революции мэром Рас-эль-Айна был чеченец, главный директор и инженер систем водоснабжения также были чеченцы, главным врачом больницы был чеченец. Являясь основными жителями этого населенного пункта и держателями земель вокруг деревни, чеченцы были местной элитой, управляли этими территориями. После восстания в Сирии часть молодежи, которая там проживала и была близка к исламистам вместе с ССА (Сирийская свободная Армия. – Ред.), прогнала из города сторонников Башара Асада. После этого на город начали наступление YPG (Отряды народной самообороны – Ред.)", - рассказал Исаев.
После того, как часть чеченцев поддержала ССА, жители Рас-эль-Айн чеченского происхождения были вынуждены покинуть эти территории, когда они закрепились за курдами. Они переехали в соседнее вайнахское село Эль-Сафах, в 15 км от Рас-эль-Айна, туда курды не смогли войти, оно было окружено, и какое-то время там продолжалось противостояние.
Временное перемирие
Позже с курдами был заключен договор, и чеченцы вернулись в Рас-эль-Айн. Сторонники ССА были вынуждены переселиться в курдское село Джейланпынар, расположенное на территории Турции.
Позиции чеченцев в Рас-эль-Айн ослаблялись несколько раз. Когда в экстремистской организации "Исламское государство" появились кавказцы, уроженец Грузии чеченского происхождения Абу Муслим Шишани со своей группировкой провел первый бой за Рас-эль-Айн. Он воевал за него с курдами, был окружен, взял в заложники местное население. После этого пребывание чеченцев в Рас-эль-Айне вновь стало небезопасным.
После этой истории часть чеченской молодежи из села Эль-Сафах создала собственные отряды самообороны. Они согласились совместно с курдами воевать против ИГ и вместе с курдами дошли до Ракки.
В то время курды мобилизовали систему призыва в вооруженные отряды. Чеченская молодежь сирийских сел была освобождена от этого призыва, поскольку имела собственные отряды самообороны.
Ситуация изменилась, когда появилась угроза проведения Турцией военной операции, рассказывает Исаев.
"Чеченцы говорили, что не будут никогда воевать с Турцией, для них это дико. Для них был приемлем асадовский режим, так как они выросли в этой стране, но больше всего они старались не лезть во все передряги. С ДАИШ они воевали, потому что эти люди угрожали их безопасности. На стороне коммунистической группировки воевать против суннитов-турков или ССА, которая идет вместе с турками, они не хотят, это не их война", - заключил журналист.