В Дагестане суд продлил арест до 27 ноября четверым местным жителям, обвиняемым в создании ячейки запрещенной в 2017 году организации "Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России". Обвиняемые считают, что их преследуют за веру.
Арсен Абдуллаев, Мария Карпова, Антон Дергалев и Марат Абдулгалимов были арестованы 3 июня этого года. По версии следствия, они вели антироссийскую и антиконституционную деятельность среди дагестанцев: пропагандировали идеи учения "Свидетелей Иеговы" и склоняли к участию в деятельности ячейки организации. Следователь управления ФСБ по Дагестану Иван Емельянов мотивировал ходатайство о продлении ареста тем, что следственные действия еще не завершены, а будучи на свободе обвиняемые смогут скрыться или оказать давление на свидетелей.
Адвокат Максим Первунин разъяснил суду, что Верховный суд России, ликвидировав организацию "Управленческий центр Свидетелей Иеговы", не ограничивает право людей на свободу вероисповедания.
"При многих мечетях есть юридические лица, которые занимаются обслуживанием этих мечетей. Если суд примет решение о ликвидации этого юридического лица, означает ли это, что верующие перестанут ходить в эту мечеть или исповедовать свою веру? Это нонсенс! А представьте себе, что следствие начнет преследовать мусульман на том основании, что организацию ликвидировали, значит и религиозные традиции должны быть ликвидированы. Это невозможно в правовом государстве", – сказал Первунин.
Он задавал следователю вопросы на знание этого религиозного течения и интересовался, известны ли ему факты, что "Свидетели Иеговы" когда-либо привлекались к уголовной ответственности или о том, что они ходили на митинги против власти. Следователь чаще всего отвечал, что это не имеет отношения к рассматриваемому вопросу.
Адвокат рассказал суду, что они "Свидетели Иеговы" подвергались гонениям за свои пацифистские взгляды, за отказ брать в руки оружие и служить в армии. По его словам, случаи, когда "Свидетели Иеговы" обвинялись по уголовным делам, настолько исключительны, что в его практике такого не было. Он объяснил это тем, что это категория верующих, которая старательно исполняет закон, так как это прописано их вероучением.
"Как я могу быть экстремистом, если я по своей вере не могу себе даже позволить негативных чувств к кому-либо", – сказала обвиняемая Мария Карпова.
Другие обвиняемые тоже заверили суд, что Библия учит их уважать законы и государственную власть. По их словам, за все время нахождения в СИЗО, у них не было конфликтов с сокамерниками, несмотря на разницу религиозных взглядов, или замечаний от сотрудников учреждения.
Обвиняемый Арсен Абдуллаев рассказал, что в ноябре 2015 года сотрудники Центра по противодействия экстремизму организовали против него провокацию, подкинув "джентельменский набор" – гранату и наркотики. Было возбуждено уголовное дело. Он напомнил судье Джалу Джалалову, что именно он тогда избирал ему меру пресечения и "хорошо разобравшись в деле", отпустил его под домашний арест. В итоге, как рассказал Абдуллаев, ему даже не предъявили обвинение, потому что следствию "стало стыдно привлечь миролюбивого человека по таким статьям".
"Мы уже четыре месяца находимся в СИЗО. Конечно, это не могло пройти бесследно. Что-то за это время изменилось, а что-то осталось неизменным. Неизменным осталось наше миролюбие. Какая бы несправедливость была ни допущена в отношении нас, мы по-прежнему мирные люди. А изменилось с тех пор качество нашей веры – она стала еще крепче", – сказал Абдуллаев.
По его словам, они получили больше тысячи писем из 50 городов и 20 стран мира со словами поддержки. В СИЗО, по его словам, из-за этого "фурор": "Они говорят, что цензоры только и делают, что читают наши письма".
На следующий день после продления ареста адвокат и родственники обвиняемых собрали в Махачкале пресс-конференцию и рассказали, что "Свидетели Иеговы" преследуются за веру. По словам Первунина, по состоянию на сентябрь, в России возбуждено около 250 уголовных дел против свидетелей Иеговы. Задержаны 130 верующих, из которых 37 остаются за решеткой.
Правозащитный центр "Мемориал" назвал уголовные дела против свидетелей Иеговы кампанией преследования верующих и признал фигурантов этих дел политзаключенными.