Ссылки для упрощенного доступа

"Общество оправдывает домашних тиранов"


Иллюстративное фото
Иллюстративное фото

Северную Осетию потрясло нападение экс-силовика на бывшую жену и в республике вновь заговорили о поддержке жертв домашнего насилия. Увы, пока только в соцсетях.

В июле этого года чемпион мира по армрестлингу Спартак Золоев почти до смерти избил бывшую жену Вандану Джиоеву. Женщина чудом осталась жива: семь дней комы, множество операций. Вместо ключицы теперь у нее две титановые пластины, челюсть собрали болтами, передвигается она на инвалидной коляске.

18 сентября решил, что в праве решать чужую судьбу экс-полицейский Вадим Техов, который напал на бывшую жену Регину Гагиеву. Кадры, снятые камерой видеонаблюдения, не для слабонервных. Мужчина сперва трясет перед девушкой телефоном, а потом достает нож и десять раз изо всех сил бьет в область горла и сердца. Когда приехала "скорая", то она уже была без сознания. СМИ "хоронили" ее несколько раз: три раза останавливалось сердце. Голова несчастной буквально держалась на одном позвоночнике, настолько искромсана была шея, говорят врачи. Девушка находится в больнице в критическом состоянии.

Золоев едва не убил Вандану за то, что та не вернулась к нему. Техов практически зарезал Регину из-за переписок в телефоне. Оба случая произошли днем, в людном месте. Вандану избивали во дворе ее дома, а Регину убивали прямо на рабочем месте, в компьютерном магазине. Оба мужчины скрылись с места преступления. С той лишь разницей, что Золоев все же зашел к сестре Ванданы и сказал, чтобы та вызвала "скорую" сестре, а Техов был объявлен в розыск и сдался полиции спустя полдня.

В отношении Золоева возбудили уголовное дело за умышленное причинение вреда здоровью. Техова предъявили покушение на убийство. До этого случая, кстати, последний подозревался в трех преступлениях: избил до полусмерти первую жену, был уличен в обороте наркотиков, нанес ножевое ранение знакомому. Но ни за одно правонарушение не понес наказания. Родные Гагиевой боятся, что и в этот раз мужчина уйдет от закона.

"Я уверена, что его настигнет расплата за все его преступления. Безнаказанности не будет. Если не правосудие, то его обязательно накажет бог. Но и сами мы сделаем все, что в наших силах, чтобы он сидел. Такие люди опасны для общества", - сказала "Кавказ.Реалии" сестра Регины Роксана Гагиева.

Тревоги родственников не напрасны. Как показывает североосетинская судебная практика, домашние тираны либо вовсе уходят от наказания, либо получают самые минимальные сроки.

Например, два года назад 26-летний Урзмаг Гагкаев, который своими издевательствами довел жену до самоубийства, получил всего два года колонии-поселения. Он систематически избивал и унижал 21-летнюю Алану Калагову. Для того, чтобы поднять руку, ему, например, достаточно было, чтобы она купила не то мороженое, которое хотела его мать. После очередных побоев, которые пришлись на ее выпускной, нервы девушки сдали. Она повесилась прямо на ремне от праздничного платья.

Вроде бы эти истории не могут иметь двух мнений, у домашних тиранов все же находятся защитники. И их немало. Те, кто активно продвигают в социальных сетях позицию, что замученные женщины сами виноваты.

"Никакое поведение, в том числе и то, что принято считать аморальным, не может стать поводом для удара, избиения, убийства женщин. Ничто не дает мужчине на это право. Что-то не устраивает? Плохая она, по твоему мнению? Не достойная? Уйди. Большая проблема в том, что общество само предоставляет тиранам оправдания для их поступков. К примеру, если приревновал, то можно. Вы серьезно? Я уверен, что ни один фактор не может служить оправданием тому, что муж попытался убить свою жену. А в случае с Ванданой и Региной они уже и в браке с этими мужчинами не были. Но все равно оставались жертвами домашнего насилия", - считает осетинский журналист Заур Фарниев, который запустил в соцсетях флешмоб в поддержку жертв домашнего насилия.

Северный Кавказ мало отличается от других регионов России, где также происходит жестокое насилие в отношении женщин, комментирует ситуацию адвокат Проекта "Правовая инициатива" Ольга Гнездилова.

По ее словам, нужен специальный закон о противодействии домашнему насилию: "Важно, чтобы он был действенным и содержал эффективные механизмы защиты женщин на самых ранних этапах унижений и побоев, которые сейчас даже не считаются преступлением".

Государство должно изменить подходы к образованию, уверена Гнездилова: "Надо начиная с детского сада объяснять, что мужчина не вправе контролировать женщину, ее поведение и личную жизнь, что женщина не собственность, которую можно «вернуть». Что у мужчин и женщин равные права. Тогда и таких нападений станет меньше".

Правозащитники и общественники активно выступают за введение закона о профилактике семейного насилия, но пока безуспешно. В 2017 году Госдума РФ решила смягчить наказание для насильников, переведя эту категорию преступлений из уголовной ответственности в административное правонарушение.

XS
SM
MD
LG