Жители Каспийска почти десять лет не могут заселиться в свои квартиры. Люди заплатили вступительные взносы, приготовились выплачивать оставшиеся суммы в течение 20 лет, и ждали ключи. Но новоселье не состоялось. Бывшего руководителя государственной республиканской организации "Дирекция молодежных жилищно-строительных программ" судят за мошенничество.
Их дом строили по госпрограмме "Обеспечение жильём молодых семей". Участниками могли стать семьи, где хотя бы один из супругов младше 35 лет. Первоначальный взнос составлял 30% от стоимости жилья, предоставленного в зависимости от количества членов семьи (по нормативам – 18 метров на человека). Оставшаяся часть суммы выплачивается равными долями в течение 20 лет. Государство субсидирует 30-35% от стоимость жилья, сумма зависит от количества детей.
Девятиэтажный дом, рассчитанный на 108 квартир, до сих пор не имеет точного адреса. По документам он числится как "позиция № 25" в седьмом микрорайоне Каспийска.
Почти во всех оконных проемах установлены стеклопакеты, рядом с домом уже много лет без дела стоит подъемный кран, на дверях подъездов висят замки. Мая Абдулжалилова последний раз видела стены своей квартиры весной, с тех пор на стройке тишина.
"В 2010 году я заплатила 270 тысяч рублей за однокомнатную квартиру. Ежемесячные платежи мы еще не вносили, нам должны были после сдачи дома рассчитать оставшуюся сумму с учетом субсидии. Чтобы сделать первый взнос, мы собирали деньги: что-то взяли в кредит, кто-то из родственников помог, лишь бы не потерять эту возможность. Но получается, что ничего не получили. Кроме того, у моей квартиры помимо меня есть еще и другой собственник. Как так получилось – я не знаю, продали одну квартиру дважды", – рассказывает женщина.
По версии следствия, бывший начальник "Дирекции молодежных жилищно-строительных программ" Исламудин Агаев присвоил 199 млн рублей – первоначальные взносы молодых семей. Эти деньги не были перечислены застройщику, а квартиры, соответственно, не были выкуплены. Уже около полугода идет суд по этому делу.
Стройка приостановлена. Люди не раз устраивали пикеты, перекрывали дорогу, чтобы обратить внимание властей к своей проблеме. На днях обманутые каспийчане снова собрались во дворе недостроенного дома.
"Мы обращались в правительство Дагестана, Народное собрание, в министерство строительства и ЖКХ. Последний раз нам заместитель министра сказал, что не знает, кто что строит, остановил всю стройку, обещал все выяснить и после окончания суда найти нового подрядчика. После этого мы снова обратились в республиканское Управление экономической безопасности. Я не знаю, на какой стадии сейчас это дело. Дом стоит, подъзды закрыты. Подрядчики меняются. Зам министра сказал, никаких денег нет. Из дирекции я пару недель назад получил письмо с описанием всей этой истории. На этом пока все закончилось", – рассказывает Муталим Муталимов.
"На днях на сессии Народного собрания сказали, что на все вот такие 'замороженные' дома выделили деньги. Но наш дом они не назвали, насколько мне известно", - добавляет мужчина.
Чтобы вступить в жилищную программу и купить квартиру сыну, Муталимов продал дачу, взял кредит. Оплатил 420 тысяч рублей за "двушку". Но и как остальные 107 участников программы, ничего не получил.
Связаться с нынешним руководителем "Дирекции молодежных жилищно-строительных программ" Мурадом Качукаевым для комментария корреспонденту "Кавказ.Реалии" не удалось. На многочисленные звонки чиновник не ответил.